Найти тему
ИА Хакасия

Обзор событий: Три прескверные беды Хакасии - бюджетная дыра, управленческий хаос & экологический кризис

Оглавление
Фото: worldatwork.org
Фото: worldatwork.org

Во избежание претензий в предвзятой нарезке фактов недельного обзора событий, перечислю публикации рубрики 19rus.info «Актуальное за неделю». Она, как известно, формируется объективным регистратором читательского интереса. 

Как почин мелких клерков привел к междоусобице властей

"Голодные губернаторы обычно другие" - вышел в свет пролог фильма "Коновалов"

«Глава Хакасии: Никто не хочет трагедии из-за газа»

"Пыль" - страшный фильм о жизни города на угольных разрезах»

«В Хакасии для задержания банды задействовали спецназ»

«Судья по иску Олега Иванова к Теризбиркому Абакана: Почему выборы не были отложены?

«Глава Ширинского района защищался в суде более трех часов»

«ТИК Абакана возбудила на Олега Иванова дело»

«Высокие чины Хакасии охватил тяжкий недуг - «коллективная слепота»

Поскольку сюжет о «коллективной слепоте» получил к концу минувшей недели продолжение, с него и начнем.  

Маловразумительное препирательство представителей двух ветвей госвласти Хакасии свидетельствует о продолжение затяжного кризиса. И скандал по поводу законодательной инициативы о 70-процентной надбавке чиновникам-юристам высветил лишь его масштаб.

 Хотя первый зам главы Хакасии Николай Миронов в программе Абаканского городского ТВ заявил «об отсутствии  в регионе системного кризиса» и кабмин даже «не поссорился с парламентом, несмотря на отдельные резкие заявления».

Занимая второй пост в иерархии исполнительной власти, неплохо было бы знать некоторые важные детали новейшей истории. И прежде всего,  о том, что срочные антикризисные меры региону потребовались еще четыре года назад, когда долговая нагрузка  Хакасии за 2016 год выросла на 28,7% и  составила 145,5% от собственных доходов. Республика  была вынуждена брать кредиты в коммерческих банках не только с целью покрыть кассовый разрыв, но и для своевременного расчета по так называемым револьверным кредитным линиям во избежание дефолта. 

Федеральный центр заместил многомиллиардным бюджетным кредитом коммерческие обязательства Хакасии при условии перевода государственных финансов региона на полное кассовое обслуживание в Федеральном казначействе. Санкционирование расходов и дополнительные контрольные полномочия со стороны Федерального казначейства сохраняются и в текущем году.

Причем казначейский догляд остается актуальным в связи с кредиторской задолженностью консолидированного бюджета Хакасии (свыше 5 млрд рублей),  блокировкой счетов бюджетных организаций и  первыми кредитными линиями в коммерческом банке.

В республике объявлена тотальная оптимизация расходов бюджета, в том числе в  социальной сфере. На этом фоне и  разгорается скандал с доплатами юристам. Первую редакцию законопроекта сопровождает письмо  исполняющего обязанности главы Хакасии Николая Миронова. Оба документа открыты для доступа на сайте Верховного Совета. Второй вариант проекта закона (уже содержит положение о 70-процентной надбавке чиновникам-юристам) сопровождает письмо за подписью Валентина Коновалова. Новую редакцию законопроекта, как утверждает спикер парламента,  депутаты приняли вслепую. Заместитель министра по делам юстиции и региональной безопасности Елена Кудинова, представляя законопроект, об этом факте просто промолчит. Впрочем, как и глава профильного парламентского комитета Светлана Могилина.

Валентин Коновалов перекинул ответственность на этаж выше:

«Каких-либо нарушений со стороны правительства в ходе проверки не выявлено, но на уровне Верховного Совета Хакасии рассмотрение законопроекта проходило не очень публично».

Еще более любопытное заявление делает в эфире городского телевидения и его первый зам Николай Миронов:

«Авторы поправки о 70-процентной надбавке низовым специалистам из категории обслуживающего персонала - юристы Верховного Совета Хакасии, их морально поддержали юристы правительства. В этих поправках я зла не вижу».

Николая Михайловича не смущает, что право законодательной инициативы по Конституции Хакасии принадлежит депутатам Верховного Совета РХ, главе Хакасии, представительным органам местного самоуправления, прокурору РХ, Избиркому РХ, Контрольно-счетной палате РХ, объединениям профсоюзов, Съезду (Чыылыг) хакасского народа по вопросам их ведения. А также в порядке народной инициативы жителям Хакасии, при наличии не менее 5% подписей граждан, обладающих избирательным правом.

По версии первого зама высшего должностного лица республики, мелкие аппаратные клерки, презрев бюджетные трудности и действующее законодательство, банально поправили свои денежные дела. Да так искусно, что депутатский корпус вслепую их законодательную инициативу беспрекословно принял. Количество нестыковок зашкаливает, но рабочая версия многих, в том числе и Валентина Коновалова, устраивает. 

На этой неделе на пленарном заседании парламента скандал должен получить закономерное завершение: во исполнение протеста прокурора депутаты исключат поправку о надбавке.  Озвучит ли свое  окончательное суждение о «мошенниках и архитекторе» Владимир Штыгашев, будем подождать. Уж больно интересно, чем закончится обмен любезностями.

Муниципальная линия фронта войны всех со всеми

Помнится, еще на этапе верстки регионального бюджета и во время публичных слушаний Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Хакасия»  поставила вопрос ребром: местной власти срочно требуется не менее 1,2 млрд рублей на неотложные проблемы. 

Злободневная проблема финансовой обеспеченности муниципалитетов «благополучно» перекочевала в повестку текущего года. Председатель ассоциации, глава Аскизского района Абрек Челтыгмашев на минувшей неделе обратился к правительству республики с просьбой выделить району 50 млн рублей. Эти деньги, по словам Абрека Васильевича, необходимы для обеспечения расходных обязательств бюджетных учреждений Аскиза. 

Как утверждает Абрек Челтыгмашев, денег хватит чуть более чем на 7 месяцев. Как дожить до конца текущего года - большой вопрос. 

"Кто-то считает, что я занимаюсь политикой. Здесь политикой и не пахнет. Просто думаю, как бы людям прожить", - добавил Челтыгмашев.

Совет депутатов Аскизского района не принял бюджет на 2020 год. Как посчитали депутаты, принимать его на 8,5 месяца по меньшей мере рискованно: в конце текущего года район может оказаться в катастрофичной ситуации. Поэтому 20 депутатов из 21 проголосовали за то, чтобы не принимать бюджет. 

Аналогичные бюджетные трудности испытывают и другие муниципалитеты. Однако на следующий же день после публикации Николай Миронов на заседании кабмина строптивых безденежных муниципалов уличит в формальности и незаинтересованности.

Принятый еще во времена экс-губернатора Виктора Зимина план мероприятий по росту доходов ни один из муниципальных образований республики не выполнил в полном объеме.

Предполагалось повысить роль имущественных налогов при формировании местных бюджетов: увеличить собираемость платежей от использования муниципального имущества, провести инвентаризацию земельных участков, объектов капитального строительства и побудить физических и юридических лиц к постановке на государственный учет объектов недвижимого имущества.

При этом озвученный список муниципалитетов-двоечников весьма удачно совпадает с группировкой муниципальных образований, затеявших бюджетные разборки с Минфином Хакасии.  

Местная власть неэффективно – формально и не заинтересованно - ведет работу по возвращению земель сельскохозяйственного назначения в оборот, выявлению неиспользуемого имущества и взысканию задолженности по арендной плате.

«Цена вопроса — 300 млн рублей. Это большие деньги для муниципальных образований», - уведомил Миронов, выступая докладчиком по вопросу повестки заседания правительства «Об увеличении доходов местных бюджетов Республики Хакасия за счет собираемости имущественных налоговых и неналоговых платежей».

Обозначенная сумма кардинально проблему бедствующих муниципальных образований не решит. Впрочем, читатели 19rus.info сочли необходимым отметить не только несоразмерность «больших денег» и настоятельных потребностей.  

Стоит обратить внимание на один из комментариев:

«Все правильно: простили угольщикам 30 миллиардов, а с поселений хотим 300 млн. Но вот вопрос -  каким образом их муниципалы соберут?»

Драма «Беда беспросветная» с теми же персонажами – Минфин и подрядчики

Реакция прокуратуры Хакасии на публикацию 19rus.info о миллионных долгах бюджетов всех уровней перед исполнителями государственных и муниципальных контрактов подтвердила наличие еще одной застарелой финансовой проблемы. В консолидированном бюджете дыра, министерства и ведомства не платят по счетам.

Так,  подведомственное минтрансу  предприятие «Хакасавтодор» не в состоянии рассчитаться с подрядчиками. По словам предпринимателей, сумма задолженности Хакасавтодора в настоящий момент перед ними составляет почти 200 млн рублей. С подрядчиками не рассчитались за  ремонт дорог.  Предприниматели взяли кредиты в банках, на эти заемные средства выполнили работы, а теперь не могут рассчитаться ни с банками, ни с налоговой. Да и не в состоянии платить вовремя зарплату своим работникам.

Как пояснил 19rus.info заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев,  ситуация с долгами Хакасавтодора имеет место быть. Кредиторская задолженность перешла на 2020 год. Ведется поиск путей решения вопроса. Более обтекаемой формулировки придумать сложно.

Вместе с тем, по данным Минфина Хакасии, на 1 декабря наиболее весомую кредиторскую задолженность имели четыре ведомства. Традиционно по размеру кредиторки лидирует Минздрав – 613,6 млн, причем 495,5 млн составляет просроченная кредиторская задолженность. На втором месте Минтранс – 518,8 млн, доля просроченной кредиторки при этом тоже велика – 295 млн. Замыкают список солидных должников Минобрнауки (145,7 млн рублей, 62,2 млн просроченных) и Минтруд (130,5 млн, доля просрочены долгов – 25 млн).

Кредиторская задолженность консолидированного бюджета Хакасии на 1 декабря – 5 216,1 млн рублей. Гасить ее, по всей видимости, придется привычным методом – коммерческими кредитами.

Хакасские угольные ужасы еще и фору дадут киселевским?

Вряд ли стоит удивляться количеству читателей и комментариев к публикации о фильме «Пыль». В городе Киселевске Кемеровской области нет ни одного уголка на улице, в домах,  шкафах, подполе, куда не проникала бы угольная пыль.

Летом прошлого года группа киселевчан обратилась к премьер-министру Канады Джастину Трюдо с просьбой об убежище. Канадские власти ответили, что будут рассматривать обращения в предусмотренном законом порядке, а губернатор Цивилёв обвинил активистов в том, что они дискредитируют Кузбасс.

А жители города думают иначе:

"Разрезы – это быстрые деньги. Выкопать сверху, вытащить все, что тебе нужно, потом вывести активы со своего предприятия, обанкротиться и не вкладываться в рекультивацию – с этими людьми ничего нельзя сделать. Вся власть, все надзорные органы блюдут интересы угольщиков, а не жителей нашего города".

Понятно, что просьба о  политическом приюте в далекой Канаде исходит  от чудовищной безысходности. Как и в Хакасии, частный бизнес, имеющий солидный доход от экспорта угля, угольную пыль не глотает. А региональные управленцы частных угледобывающих компаний и лояльные местные чиновники научились умело лавировать.

Угледобыча ведется не первый год, однако до настоящего времени на всех угледобывающих предприятиях Бейского каменноугольного месторождения отсутствуют установленные законном санитарно-защитные зоны. Такое заявление делает министр природных ресурсов и экологии Сергей Арехов на первом заседании рабочей группы по реализации мер, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе.

Словом, угледобытчики планируют выйти на рекордную добычу угля, республиканская власть выражает большие надежды на драйвер региональной экономики, а экологические проблемы остаются уделом лишь общественных организаций.

Между тем тучи сгущаются в прямом и переносном смысле. Потерпеть до поры до времени не удается. Вот уже глава Хакасии  вынужден реагировать на экологический урон от установки сухого обогащения угля, получившей знаковое название «дракон».

На минувшей неделе Валентин Коновалов в соцсетях прокомментировал проблему:

"Считаю, что необходимо запретить использование так называемых драконов (установок сухого обогащения угля) на территории Хакасии.
Как и большинство жителей Хакасии, обеспокоен экологическими проблемами, которые обостряются каждую зиму из-за расположения большей части региона на территории Хакасско-Минусинской котловины. Органы, занимающиеся надзором в этой сфере, должны подходить к реализации своих полномочий не формально-бюрократически, а обязаны эффективно решать задачу по защите экологии республики.
Со своей стороны принял решение создать при правительстве Хакасии рабочую группу по экологии, перед которой стоит серьезная глобальная задача - найти выход из экологического кризиса».

То есть к политической войнушке двух ветвей власти и бюджетной катастрофе солидным довеском идет еще и экологический кризис.Немудрено, что Хакасия по-прежнему в аутсайдерах по эффективности регионального управления.

Такой была минувшая неделя глазами корреспондента 19rus.info. Будьте в курсе! Оставайтесь с нами!

Любовь Жиц