Добрейшего времени суток мои дорогие читатели! Из прошлой статьи мы узнали о последствиях захвата Иерусалима, о том, что те рыцари были совсем не рыцари из девичьих фантазий, а настоящие варвары, умеющие только убивать и умирать. Продолжаем...
29 июля 1099 года в Риме скончался папа Урбан II, так и не получив известие о взятии Иерусалима.
И так, после окончания резни, грабежа и всех богоугодных деяний, стало совершенно непонятно, кому же вся эта красота достанется. Конечно же на правление Иерусалимом претендовал Раймунд Тулузский. Но когда ему припомнили переписку с Византией и коменданта Иерусалима, которого Раймунд отпустил живым, пыл по иссяк и Раймунд сам отказался от притязаний. Общим собранием избрали иерусалимского патриарха и именно его сделали главой города, т.е. город был передан церкви, как и было запланировано перед походом.
Но, под управлением патриарха находилось около 20% города, остальным управляли вполне себе обычные люди, главным из которых был назначен Готфрид Бульонский, который стал первым правителем Иерусалима. Конечно же пришлось принести вассальную клятву и патриарх "де юре" был самым главным, но мы все прекрасно понимаем, что армия и большинство недвижимости, плюс отдаленность папы, немного меняют понятие главного. Однако Готфрид Бульонский был очень умным человеком и публично отказался от короны, сказав, что не может носить корону там, где бог носил терновый венец, после чего стал просто хранителем города, а вот его наследник стал полноценным королем Иерусалима.
И вроде все достаточно прекрасно, но все равно какая-то беда. Египетская армия идущая на штурм Иерусалима ни куда не делась. И вот 10 августа 1099 года выяснилось, что египетская армия действительно подходит и она большая. Вот-вот повторится история с Антиохией, когда рыцари оказались запертыми в городе, который только что взяли. Тогда они победили, но их было больше и Антиохию не грабили с таким остервенением. Единственным вариантов оставался бой в поле.
12 августа 1099 года крестоносцы встретились с египетским войском недалеко от Ашкелона.
Построение было довольно стандартное, фланги прикрывали Раймунд Тулузский и Готфрид Бульонский, а в середине находились мелкие лорды. В силу того, что у Фатемидов была в основном легкая конница - рыцари выставили вперед пехоту, а за ними шла тяжелая конница, таким образом египтянам не удалось обратить в бегство и лихо порубить пехоту. В целом битва прошла по Антиохийскому сценарию, войско франков клином дошло до ставки эмира и остальные силы египтян просто рассыпались.
После победы над египтянами рыцари попытались взять Ашкелон, но без поддержки флота им это не удалось. Ашкелон стал опорной базой Фатемидов и был захвачен только в 1153 году.
Захваченные города и появившиеся графства образовали некое подобие латинской империи, которая просуществовала до 80х годов тринадцатого века.
Как писал Михаил Абрамович Заборов — советский историк-медиевист, специалист по истории крестовых походов, популяризатор исторических знаний: "Это было колоссальное жертвоприношение Европы в пользу становления феодализма.", во первых утилизировали лишнее население, во вторых поправили экономику.