Однажды, много лет назад, одна женщина решила заняться своим личностным ростом и запрограммировать себя на успешный успех.
Не сказать, что у женщины этой что-то прямо было вот все плохо. Не ладилось, как водится, по мелочам: то мужчина не тот попался, то на работе тогдашней было случился очередной аврал, то весна не задалась, но всенепременно нужен был рост.
Надо отметить, женщина была весьма обстоятельной, и деньги свои не любила нести всем подряд шарлатанам. А поэтому изучила рынок, как и подобает маркетологу, выбрала оптимальное соотношение "цена-качество” и отправилась на курсы по авторской методике популярного одно время психолога.
Вот так, полагаю, начинается история почти любого посещения тренинга личностного роста. Вполне обычные люди, в достаточной мере состоявшиеся, вдруг начинают алкать какого-то нового движа, тем более, что этот движ – чуть более, чем сильно распиарен.
Женщина эта, пусть будет Маша, сотрудник очень крупной корпорации, неплохой, кстати, специалист, пусть и с не очень удавшейся личной жизнью, полагала, что на этом тренинге окажется она самым что ни на есть лузером, и все собравшиеся будут показывать на нее пальцем и гомерически хохотать.
Но все было не так.
Люди собрались самые разные. Шкала Машиных ценностей шаталась с невероятной амплитудой. Вот директор логистической компании. Вот владелица бизнеса. Вот организатор концертов (перечень известных на тот момент звезд), вот добропорядочная мать четверых детей, вот воспитательница детского сада. Что собрало их всех в этом странном месте на окраине города, да еще в субботу, понять было весьма сложно.
Я Саша, у меня своя театральная студия, и я не уверен в своих силах.
Я Петя, я директор того-то и того-то, и мне нужно то-то и то-то и то-то.
Я Катя, у меня все хорошо, только с сыном проблема.
Самое сложное для Маши оказалось сформулировать, зачем она здесь. То, что ей давно хотелось замуж, а брать не спешили? То, что работать там, где она работала, уже, наоборот, не хотелось, но нужно было? Это она понимала и без посторонней помощи. Все это она уложила в три предложения, и дальше пошла работа.
Маша была образованным человеком, но тогда еще не занималась йогой, и ей нравились дыхательные практики, определенные движения и позы с красивой спиной.
Но что-то ей подсказывало, что многое, о чем говорили на тренинге, где-то она уже слышала и откуда-то даже знает.
Стоп. Курсы психологии в Универе, старик Фрейд и какие-то еще отрывки, очень похожие на методички, по которым в крупных корпорациях читают сотрудникам мотивирующие лекции.
Про йогу, дыхание и энергию узнала Маша через год, когда йогой занялась и даже обсудила эту тему с преподавателем.
За эти два полных дня, с десяти до пяти, было много разговоров. Одну и ту же свою проблему ты должен был проговорить с каждым из присутствующих. Твой визави высказывал свое мнение. Ты, в свою очередь, выслушивал его. Давал свое оценочное мнение и совет, если, конечно, об этом просили. Все это в разных вариациях. То отругай. То похвали. То найди негатив. То позитив. Это было похоже на какой-то брейншторм, когда все фонтанируют мыслями, но никто не знает, что конкретно нужно делать. Ведущая с выражением лица председателя аттестационной комиссии вершила судьбы, когда нужно было подводить итоги той или иной дискуссии.
Самый, на самом деле, смак этой затеи был в том, что ты вовлекаешь, или вовлекаешься в истории людей, два часа назад о существовании которых ты даже не подозревал. Этакий случайный попутчик, с которым судьба тебя столкнула, благодаря системе бронирования мест в авиакомпании.
У Пети были плохие отношения с сестрой, которой не досталась квартира при дележке имущества, зато ее отправили учиться за рубеж, и она была недовольна этим фактом.
Наташа ненавидела тупых и медлительных менеджеров соседнего отдела.
Кто-то развелся, уволился, подался в область предания.
Я-то где в этом водовороте чужих проблем, напряженно думала женщина Маша, теребя носовой платок. У нее был небольшой насморк и побаливала голова. Наташа советовала ей полюбить себя. На вопрос, как, ответа не было. Подозревала Маша, что в тупых и медлительных менеджерах соседнего отдела Наташа как раз видит саму себя, в этом и корень зла, но сказать ей об этом прямо не решалась: Наташа, с ее напором, могла и отоварить планшетом. Да и зачем это было Маше надо, собственно?
В какой-то степени, было весело. Главным образом, потому, что вне тренинга все люди были гораздо более адекватными, чем на нем. В обеденный перерыв и кофе-брейки все шутили, в том числе, над собой. Возможно, в этом и был смысл дорогостоящей процедуры, подумала Маша. Дать понять, что есть проблемы серьезнее и глубже, что надо просто тупо радоваться жизни и принимать ее такой, как есть. Я молода, я хороша собой. У меня отличная работа, прекрасный спутник, и вообще, все супер.
Но, позвольте, вторил разум, уважаемая. За что вы заплатили сумму с несколькими нолями, если всю эту методологию доступными словами перепечатали уже миллионы изданий, в том числе, женские журналы?
Должна быть какая-то вишня на торте, какой-то изюм в этом пресном тесте, какой-то бриллиант в этой куче чужих проблем. Сейчас тренер такой воскликнет “Олала”, достанет из рукава секретное орудия, и материя наших судеб начнет поступательное движение в ином направлении.
И точно.
Неладное Маша почувствовала, когда выдали пледы. На улице был очень теплый май, в зале было жарко.
Ложитесь на пол, укрывайтесь. Закройте глаза.
Маша занервничала. Многие, кстати, тоже. Валяться на полу, хоть и в пледах, но в незнакомом месте и в компании незнакомых людей, ясное дело, привычными были не все. Но улеглись в ожидании чуда, от греха, на приличном расстоянии друг от друга.
И началась жесть.
Свет погасили, окна зашторили наглухо. Сначала откуда-то слышалось недоуменное хихиканье, кто-то вертелся, пытаясь улечься на пыльном ковролине поудобнее, а потом тренер сказала бодрым голосом:
Кому станет плохо, выходите.
Это настораживало. Звуки стихли, в зале повисла гробовая тишина. Как оказалось, в прямом смысле. Из магнитофона полился ровный трагический звук, напоминающий чем-то музыку в поминальном зале крематория. Ассоциация была правильной.
- Вы только что умерли и лежите в гробу. Представьте себя в гробу. Вы не можете двигаться, говорить. Вы можете только слышать.
Такая отвратительная перспектива, как слышать что-то, лежа в собственном гробу, могла материализоваться разве что у Стивена Кинга в его книгах, но вроде бы ничего подобного там не было. У Маши под теплым пледом по коже пошли мурашки. Поползли просто во все стороны. В этот же момент ей показалось, что в голову проникли тараканы и прочно там обустраиваются. Прямо вот делают ремонт, ставят стулья, шкафы и врезают мойку.
Гроб свой почему-то рисовался белым и огромным. К нему монотонным голосом в течение, наверное, минут двадцати, монотонный голос сгонял то лучшую подругу, то маму, то маму с папой, то какую-то невероятную родню с обеих сторон. Подчиненный, начальник, директор фирмы. Директор фирмы нес венок, а начальник – букет гвоздик. Лучшая подруга рыдала и каялась в краже заколок в школьной раздевался. Первая любовь рвал на себе черную рубаху, валялся перед гробом и молил о прощении. Нормальными были только родители: они просто плакали, и перед ними Маше было жутко стыдно за вот это все валяние на полу, черт-те-где и бог знает, в какой компании.
Когда эта пытка совестью завершилась, все встали с пола с непередаваемым ощущением: словно только что голые оттанцевали на площади, правда, сами перед собой.
Тараканы в голове начали понимать, что ошиблись с выбором жилища. Первая мысль была: все в порядке, я жива. Вторая мысль: слава богу, все это закончилось.
Вы сейчас видите, подытожила тренер, как много людей вас любит. Как много вы им не сказали, а они вам. Вы видите, как жизнь прекрасна?
Кому-то показалось мало, но диск с этой, так сказать, вечной песней не продавался. Это очень опасная история, заметила тренер. У всех разная психика, не все могут выйти из этого состояния. Нужен контроль специалиста.
Интересно, вертелось в голове у специалиста Маши, а кто тут знает, у кого слабый психический ресурс, и вообще, можно ли доброй трети вовлекаться в подобные игры? Петя вон прячет в ладони пачку, похоже, валидола, только что какую-то таблетку сунул под язык. У Саши вид совершенно дикий. Наташа, кстати, призналась, что заснула, и ничего не помнит. По ходу, ей повезло больше всех.
Все разошлись добрыми друзьями. На концерт Сашиной танцевальной студии Маша даже ходила, месяца через три. Единственная польза этого тренинга, решили они тогда, в том, что поняли: лучше на них никогда не ходить.
Иначе тараканов потом из головы точно не вытравить.
P.S. Через месяц Маша вышла на новую работу, и все у нее наладилось. Но в чем был личный рост, так и не поняла.