Найти тему

Фонтан идей Джованни Фонтана, предшественника Леонардо

Удивительная личность, которого считали магом из-за необычности и яркости изобретений, Giovanni Fontana (ок. 1395 - ок. 1455, Венеция) за поколение до рождения Леонардо да Винчи продемонстрировал такую же смелую энциклопедичность в инженерных идеях. Идеи Фонтаны были настолько инновационными, что не могли целиком воплотиться в жизнь при том уровне развития науки и техники. Эксцентричность его фантазий и воплощений поражала современников.

В Фонтане было что-то от шоумена (и мага), поэтому налет эзотерической мистики в первую очередь демонстрирует желание удивить зрителей и читателей.

Музыкальная шкатулка с сюрпризами.
Музыкальная шкатулка с сюрпризами.

Как и Леонардо да Винчи, Фонтана любил развлекательные, изумляющие зрителей поделки. Инженер описал и проиллюстрировал множество механизмов: военных и транспортировочных машин, автоматонов, построил игрушечные модели нескольких автоматов, фонтанов, замков со множеством шифров, «волшебных» фонарей, часов и театральных приспособлений, таких как маски для актеров извергающие пламя и всевозможные подвижные декорации.

-3

Фонана любил создавать неожиданные механические игрушки и демонстрировать инженерные фокусы.

Механическая игрушка.
Механическая игрушка.

Средневековый инженер-фантаст, "маг и фокусник", очень рисковал быть сожженным на костре инквизиции за непонятные эксперименты. Например, когда Фонтана спроектировал торпеду, свидетели ее запуска восклицали, что она движется с помощью дьявольских сил. Возможно, поэтому Фонтана изобрел свой личный шифр для записей [код Фонтаны].

Каждая картинка сопровождается несколькими строками текста. Первое предложение обычно написано на латыни, а остальные закодированы системой  шифра.
Каждая картинка сопровождается несколькими строками текста. Первое предложение обычно написано на латыни, а остальные закодированы системой шифра.

Кодовое письмо также может предлагать форму авторского права, обеспечивающую один уровень сложности для любого несанкционированного копирования.

Джованни да Фонтана имел широкий круг интересов, изучал исторические работы по оптике, астрологии / алхимии (тогдашние медицинские исследования), пневматической и гидравлической механике, военной технике и искусству памяти (см. "Активное восприятие и память. Стратегия Леонардо").

Самая первая технологическая рукопись итальянского Ренессанса была написана этим венецианским ученым. Фонтана окончил Падуанский университет, где получил ученую степень в области искусств в 1418 г. и ученую степень в области медицины в 1421 году. Он не просто ознакомился с несколькими книгами по механике из греческих и арабских традиций, но и благодаря бурному творческому характеру сумел применить их знания к новым инженерным открытиям.

-6
-7

Полное название трактата Фонтаны (1420 г) «Bellicorum instruorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus» (Иллюстрированная и зашифрованная книга военных инструментов).

«Bellicorum instruorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus» (Иллюстрированная и зашифрованная книга военных инструментов)
«Bellicorum instruorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus» (Иллюстрированная и зашифрованная книга военных инструментов)

«Bellicorum instrumentorum liber» хранится в Баварской государственной библиотеке, которая любезно предоставляет всем желающим возможность познакомится с отсканированной копией этой книги.

Название немного вводит в заблуждение или, по крайней мере, не учитывает широкий спектр технологий, включенных в 70 страниц фолио (с около 140 иллюстрациями). Простые концептуальные чертежи Фонтаны показывают осадные машины, фонтаны и насосы, подъемно-транспортные машины, защитные башни, экскаваторы, комбинированные замки, тараны, «ракетный» корабль, первое в истории изображение волшебного фонаря , лестницы для масштабирования, алхимические печи, часовые / роботизированные автоматы и измерительные приборы и др.

Лабиринт Дедала
Лабиринт Дедала

Единственная другая существующая рукопись Фонтаны - «Secretum de thesauro экспериментаторный ymaginationis hominum», посвященная мнемоническим устройствам, экспериментам с памятью и натурфилософией, также была составлена в том же коде. Предполагается, что автор рассматривал код как систему символического письма, придававшую особое значение содержанию.

Более 600 лет назад Фонтана объединил ряд известных технологий - от Фило Византийского * до Аль-Джазари * , например. - дополнил собственными, иногда причудливыми, проектами Фонтаны и представил их в доступном формате (сравнительно) как своего рода прототип технического руководства.

Среди его книг особенно выделяется «Bellicorum instrumentorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus», в которой он описал и проиллюстрировал множество скорее фантазийных, чем практичных механизмов: военных и транспортировочных машин, автоматонов, фонтанов, замков со множеством шифров, «волшебных» фонарей, часов и театральных приспособлений, таких как маски для актеров извергающие пламя и всевозможные подвижные декорации.

*«Конечно, существуют трактаты по техническим вопросам до этой даты [1400], но если кто-то рассматривает более ранние работы в общем виде, то не может не удивляться очень малому количеству таких работ, поскольку они так широко разделены во времени и пространстве, а также из-за того, что их авторы редко были практикующими мастерами. [..]

*«Появление иллюстрированного трактата и его печатного потомка способствовало установлению контактов между работой техника и миром высокой культуры, поскольку трактаты, по-видимому, читали не только ремесленники, но и аристократы, юристы и интеллектуалы. Вопросы, стоящие перед такой аудиторией, помогли повысить чувство самосознания техника и сделать его более готовым оправдывать свою деятельность способами, приемлемыми для высокой культуры эпохи Возрождения ". [ источник ]

Полезные материалы:

Уроки любопытства

Вдохновение по вызову

Активное восприятие и память. Практика Леонардо.