Удивительная личность, которого считали магом из-за необычности и яркости изобретений, Giovanni Fontana (ок. 1395 - ок. 1455, Венеция) за поколение до рождения Леонардо да Винчи продемонстрировал такую же смелую энциклопедичность в инженерных идеях. Идеи Фонтаны были настолько инновационными, что не могли целиком воплотиться в жизнь при том уровне развития науки и техники. Эксцентричность его фантазий и воплощений поражала современников.
В Фонтане было что-то от шоумена (и мага), поэтому налет эзотерической мистики в первую очередь демонстрирует желание удивить зрителей и читателей.
Как и Леонардо да Винчи, Фонтана любил развлекательные, изумляющие зрителей поделки. Инженер описал и проиллюстрировал множество механизмов: военных и транспортировочных машин, автоматонов, построил игрушечные модели нескольких автоматов, фонтанов, замков со множеством шифров, «волшебных» фонарей, часов и театральных приспособлений, таких как маски для актеров извергающие пламя и всевозможные подвижные декорации.
Фонана любил создавать неожиданные механические игрушки и демонстрировать инженерные фокусы.
Средневековый инженер-фантаст, "маг и фокусник", очень рисковал быть сожженным на костре инквизиции за непонятные эксперименты. Например, когда Фонтана спроектировал торпеду, свидетели ее запуска восклицали, что она движется с помощью дьявольских сил. Возможно, поэтому Фонтана изобрел свой личный шифр для записей [код Фонтаны].
Кодовое письмо также может предлагать форму авторского права, обеспечивающую один уровень сложности для любого несанкционированного копирования.
Джованни да Фонтана имел широкий круг интересов, изучал исторические работы по оптике, астрологии / алхимии (тогдашние медицинские исследования), пневматической и гидравлической механике, военной технике и искусству памяти (см. "Активное восприятие и память. Стратегия Леонардо").
Самая первая технологическая рукопись итальянского Ренессанса была написана этим венецианским ученым. Фонтана окончил Падуанский университет, где получил ученую степень в области искусств в 1418 г. и ученую степень в области медицины в 1421 году. Он не просто ознакомился с несколькими книгами по механике из греческих и арабских традиций, но и благодаря бурному творческому характеру сумел применить их знания к новым инженерным открытиям.
Полное название трактата Фонтаны (1420 г) «Bellicorum instruorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus» (Иллюстрированная и зашифрованная книга военных инструментов).
«Bellicorum instrumentorum liber» хранится в Баварской государственной библиотеке, которая любезно предоставляет всем желающим возможность познакомится с отсканированной копией этой книги.
Название немного вводит в заблуждение или, по крайней мере, не учитывает широкий спектр технологий, включенных в 70 страниц фолио (с около 140 иллюстрациями). Простые концептуальные чертежи Фонтаны показывают осадные машины, фонтаны и насосы, подъемно-транспортные машины, защитные башни, экскаваторы, комбинированные замки, тараны, «ракетный» корабль, первое в истории изображение волшебного фонаря , лестницы для масштабирования, алхимические печи, часовые / роботизированные автоматы и измерительные приборы и др.
Единственная другая существующая рукопись Фонтаны - «Secretum de thesauro экспериментаторный ymaginationis hominum», посвященная мнемоническим устройствам, экспериментам с памятью и натурфилософией, также была составлена в том же коде. Предполагается, что автор рассматривал код как систему символического письма, придававшую особое значение содержанию.
Более 600 лет назад Фонтана объединил ряд известных технологий - от Фило Византийского * до Аль-Джазари * , например. - дополнил собственными, иногда причудливыми, проектами Фонтаны и представил их в доступном формате (сравнительно) как своего рода прототип технического руководства.
Среди его книг особенно выделяется «Bellicorum instrumentorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptus», в которой он описал и проиллюстрировал множество скорее фантазийных, чем практичных механизмов: военных и транспортировочных машин, автоматонов, фонтанов, замков со множеством шифров, «волшебных» фонарей, часов и театральных приспособлений, таких как маски для актеров извергающие пламя и всевозможные подвижные декорации.
*«Конечно, существуют трактаты по техническим вопросам до этой даты [1400], но если кто-то рассматривает более ранние работы в общем виде, то не может не удивляться очень малому количеству таких работ, поскольку они так широко разделены во времени и пространстве, а также из-за того, что их авторы редко были практикующими мастерами. [..]
*«Появление иллюстрированного трактата и его печатного потомка способствовало установлению контактов между работой техника и миром высокой культуры, поскольку трактаты, по-видимому, читали не только ремесленники, но и аристократы, юристы и интеллектуалы. Вопросы, стоящие перед такой аудиторией, помогли повысить чувство самосознания техника и сделать его более готовым оправдывать свою деятельность способами, приемлемыми для высокой культуры эпохи Возрождения ". [ источник ]
Полезные материалы:
Уроки любопытства
Вдохновение по вызову
Активное восприятие и память. Практика Леонардо.