Практически любой фильм итальянского режиссёра Паоло Соррентино - сам по себе произведение искусства. Но многие их кадры полны цитат и отсылок к произведениям живописи, скульптуры и даже киноискусства. Таким образом режиссёр подсказывает нам дальнейший сюжет либо скрывает подтекст той или иной сцены.
Гедонизм фильма "Великая красота" и меланхоличность "Молодости", идеально построенный кадр, контрастные, но гармоничные переходы от яркого к тёмному, от хорошего к плохому просто не дают оторвать взгляд от экрана. И во всё это великолепие золотой нитью вплетены нити искусства, существовавшего за несколько сотен лет до Соррентино.
Но вершиной цитирования и демонстрации искусства стал сериал "Молодой папа", снятый режиссёром в 2016 году. Практически все важные диалоги там происходят на фоне произведений искусства, а открывающую сцену из него разобрали по кадрам и досконально изучили искусствоведы всего мира. В ней Папа Римский Пий XIII вышагивает на фоне 10 картин, каждая из которых поясняет, о чём же будет каждая из 10 серий. Кроме того, сам Соррентино говорил, что эти картины - быстрый курс истории католицизма.
Первая картина это "Поклонение волхвов" голландского художника Геррита ван Хонтхорста, творившего в начале XVII века. Этот живописец работал в стиле Караваджо и много экспериментировал со светом. Вообще работ на тему поклонения волхвов младенцу Иисусу - тысячи, но режиссёр почему то выбрал эту.
Мало того, что это полотно является начальным в истории христианства, в фильме оно ещё и подчёркивает святость самого Пия XIII. В первой серии к нему на приём идут и монахи, и даже политики. И хотя в начале сериала почти никто не верит в святость Беллардо, к последней серии отношение меняется на противоположное.
Второе произведение искусства - это "Вручение ключей апостолу Петру" руки итальянского художника Пьетро Перуджино, написанная в конце XV века. Эта фреска является частью Историй Иисуса капеллы Ватиканского дворца. на ней Иисус Христос вручает апостолу Петру ключи от рая. Известно также, что Пётр считался первым Папой Римским.
Если перевести картину в плоскость сериала, то теперь ключи от рая в руках у Пия XIII, и он не даст туда попасть каждому, кому вздумается. Рай нужно заслужить молитвой и искуплением. Во второй серии он об этом говорит в своей первой проповеди.
На третьей картине пера Микеланджело Меризи да Караваджо под названием "Обращение Савла" рассказывает о то, как божественный свет озарил ярого гонителя христиан Савла и сбил с лошади. После этого он уверовал в Иисуса и стал апостолом Павлом.
Именно в третьей серии молодой Папа сомневается в существовании Бога, но позже, как и апостол Павел, обретает истинную веру.
"Первый Никейский собор", ставшая четвёртой картиной в титрах, - это репродукция фрески из греческого монастыря. Она рассказывает о самом первом Вселенском соборе в истории христианства, на котором был провозглашен полный отход от иудаизма, выработано двадцать канонов и определено, что же является ересью.
В четвёртой серии фильма появляется пастух со стигматами, которому поклоняются жители. Папа Римский и его кардиналы отвергают эту ересь и приходят к нему домой.
На пятой картине изображен проповедник Пётр Еримейский по прозвищу Пустынник. Эту картину написал Франческо Айец в 1820 году. По легенде именно Пустынник организовал первый крестовый поход, чтобы усилить власть церкви во всём мире.
В пятой серии фильма Пий XIII как раз и говорит о возвращении былого величия Святой Церкви.
Картина "Святой Франциск получает стигматы" кисти Джентиле да Фабриано стала шестой в титрах к фильму "Молодой папа". Она повествует о том, как серафим терзает плоть основателя ордена монахов-асктов Святого Франциска Осизского в тех местах, где был изувечен Иисус Христос.
Далее идёт картина Матео Черезо младшего "Святой Томас из Вильянуэва", написанная в середине XVII века. Изображённый на ней святой славился тем, что раздавал милостыню нищим. В фильме также много внимания уделяется милосердию. Возможно, именно поэтому картина показана в титрах.
На восьмой картине "Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра". Эта работа руки Доменико Крести написана также в начале XVII века и рассказывает о предшественнике Пия XIII.
Знаменитая "Варфоломеевская ночь" изображена на картине Франсуа Дюбуа. Это событие стало чёрным пятном на лике католицизма. Случившееся 24 августа 1572 года массовое убийство католиками гугенотов-протестантов, было спровоцировано Екатериной Медичи с подачи римских кардиналов.
Во время всей сцены вместе с Пием XIII через картины пролетает Вифлеемская звезда и в завершение она превращается в метеорит, который сбивает Папу Римского Иоанна Павла Второго. А это инсталляция "Девятый час" авторства Маурицио Каттелана, созданная им в 1999 году.
Метеорит символизирует и самого Ленни Беллардо, и закат католической церкви, дела у которой идут не совсем хорошо. Именно молодой папа по задумке должен разрушить старую церковь и возродить её вновь.
Вот так в нескольких произведениях искусства гениальный Паоло Соррентино рассказал об истории католицизма и христианства в целом.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, ставьте лайки.