Найти тему
HSEPRESS

Как «Подслушано» зарабатывает на студентах, политике и пропаганде

Оглавление

Почти всё лето велась активная кампания по выборам в Московскую городскую думу. В августе 2019 в некоторых университетских пабликах «Подслушано» появились посты, обвиняющие так называемых «независимых» кандидатов в фальсификациях во время сбора подписей. Кто владеет огромной сетью пабликов, сколько зарабатывает и причём тут Вязьма? Мы разобрались.

Формат «Подслушано» очень легко адаптируется: «ВКонтакте» насчитывает более 130 тысяч сообществ, содержащих это слово в названии. Такие паблики хотя и могут считаться устаревшими, они обладают достаточно большой аудиторией, особенно в школьной и студенческой среде, где обновление участников происходит постоянно за счёт новых учащихся.

Во «ВКонтакте» есть сеть из восьмидесяти подобных пабликов (например, «Подслушано СПбГУ», «Справочная МГИМО», «Цитатник ВШЭ» или «Абитуриенты МГМУ»), которая контролируется одними и теми же админами: Бонифацием Дусевичем и Алисой Мартовой. Сумма подписчиков у этих сообществ превышает 625 тысяч.

-2

Третьего августа с разницей в несколько минут в большинстве московских пабликах этой сети появились практически идентичные посты, рассказывающие о недобросовестности кандидатов, недопущенных на выборы. На фотографиях были подписи за некоторых депутатов и соответствующие им записи акта о смерти. Все посты опубликовали с одними и теми же подписями: «стоит ли регистрировать кандидатов, которые сдают «подписи» мертвых людей?» и «вот если у тебя есть и куча сторонников, активисты, волонтёры, деньги, зачем так косячить на сдаче подписей и подставлять своих сторонников».

Такой набор постов сразу заметили в вышкинских телеграм-каналах. На фоне происходившего (недопуск кандидатов на выборы в Мосгордуму, жёсткие задержания на митингах и обвинение Егора Жукова) реакция студентов последовала незамедлительно: они создали свой аналог «Подслушано», который теперь принадлежал самим вышкинцам. Активное недовольство студентов политической рекламой вынудило администраторов группы удалить пост из всех групп и опубликовать «оправдание»:

-3

Почему мы считаем, что это политическая реклама?

На следующий день появились идентичные записи («Стоит ли регистрировать кандидатов, которые сдают «подписи» мертвых людей?»), в другой, намного более крупной, сети пабликов, управляемой Max Shakov и Max Andreev.

-4

Там же опубликовали и другие посты похожего содержания: «Как "независимые" кандидаты сдали подписи мертвых людей, а потом начали жаловаться что их не зарегистрировали» и «Как Навальнята подписи собирали». Через неделю в ещё одном паблике этой сети появился пост «НЕКОТОРЫЕ ПОДПИСИ В ПОДДЕРЖКУ ОПОЗИЦИОННЫХ КАНДИДАТОВ» (авторская орфография сохранена):

Несмотря на то, что изначальные посты в «Подслушано» удалили, фотографии остались в альбоме групп: например, в группе для ВШЭ, МГИМО и МИСиС. Все они опубликованы с разницей в несколько минут. Поиск по картинке не даёт других результатов и не ссылается ни на одну новость. Аналогично поиск по тексту не даёт никаких результатов, которые бы отличались от таких же рекламных постов. Соответственно, никакого «копирования» из новостей, как утверждает «редактор» вышкинского «Подслушано», скорее всего, не было, а посты им передали другие люди. А потом использовали и в другой рекламной кампании.

Сколько получают владельцы пабликов?

-6

Как мы это посчитали?

Мы решили оценить возможные рамки рекламного дохода. Для этого мы проанализировали все посты за 2018 год с помощью собственного скрипта, который находил рекламные посты по тексту объявления и формату поста. Полученная сумма доходов за 2018 год: 3 741 900 рублей (в расчётах также учитывались посты в группах МГУ и МПГУ, которые нам предложили в ходе «контрольной закупки»; в сети «Подслушано» они отсутствуют).

Мы публикуем список постов, которые наш алгоритм посчитал рекламными: посмотреть на них можно в нашей таблице. Редакция выбрала сумму в 3.5 млн в качестве наиболее близкой оценки, заметив, что в разных пабликах сильно отличалось количество рекламных постов — а значит максимальной скидкой (с публикацией во все группы) пользовались достаточно редко.

А их деятельность законна?

Насколько мы понимаем — нет. В 2018 году статуса «самозанятых» ещё не было. Для деятельности должно быть оформлено ИП или юридическое лицо, а все операции должны проводиться через специальный расчетный счёт (а не счёт физического лица). Просьба не указывать назначение перевода, скорее всего, означает, что эта деятельность скрывается от банка, и администраторы не хотят платить налоги с этих доходов. Согласно УК РФ 170.2.2 сумма свыше 2 250 000 рублей считается «крупной». Тогда этот случай подпадает под 171 статью УК РФ — «Незаконное предпринимательство». Другими словами, это уголовно наказуемое преступление.Прочитать, как мы узнали, что семья из Вязьмы владеет этими пабликами, и сколько лет в тюрьме им грозит за скрытие налогов, можно будет прочитать во второй части нашего расследования:

Ссылка на материал в ВК: vk.com/@hsepress-mikro-imperiya-podslushano Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте: vk.com/hsepress