Найти тему
Записки о самолетах

Ту-204: что же дальше?

иную зашедшим - привет! В прошлой статье я уже рассказывал о появлении и развитии проекта Ту-204/214. Будучи совсем неплохим самолетом, он, к сожалению, все же провалился - причем причиной стала не какая-то определенная проблема, а сразу ряд причин - сложная политическая обстановка, отсутствие финансов, различные кризисы и т.д. Однако, сбрасывать со счетов Ту-204 все же не стоит - и сейчас я попробую рассказать, почему.

Начать стоит, пожалуй, с самого очевидного фактора. На Казанском Авиазаводе и сейчас ведется производство Ту-214 - правда, поштучно и только в спецверсиях. Ульяновский "Авиастар" тоже сохранил инфраструктуру для производства Ту-204. И это большое преимущество - для возрождения серийного производства не требуется серьезных переделок производственных линий. Второй фактор - локализация. Ту-204 - самый "российский" самолет из тех, что сейчас выпускаются/находятся в разработке. На Ту-204 установлена авионика российского производства, а так же главная проблема всего семейства - российские двигатели ПС-90. Пожалуй, в послепродажном обслуживании самым слабым звеном стали именно они - в процессе эксплуатации, с двигателями возникало множество проблем, которые никогда практически всегда не решались вовремя. Из-за этого, самолеты часто стояли на земле без дела. Однако, проблему с двигателями, как мне кажется, все же можно решить - но об этом чуть попозже.

-2

За исключением маркетинговых проблем, в остальном Ту-204/214 - вполне современный самолет, отвечающий всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и выбросу вредных веществ. Находящиеся в эксплуатации модификации Ту-204 соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля, без ограничений допущены к полётам в страны ЕС, а так же Северной и Южной Америк. И действительно, в лучшие годы Ту-204 летали во флоте более чем 15 авиакомпаний!

А теперь поговорим о том, почему этот самолет нужен. Планер Ту-шки получился вполне удачной и гибкой платформой для создания на её базе различных модификаций, в том числе - самолеты специального назначения. Например, переоборудованные Ту-214 летают, выполняя рейсы в интересах Мин.Обороны и СЛО. Кстати, за счет лучших взлетно-посадочных характеристик, Ту-204 иногда заменяет Ил-96ПУ...

Так же, на базе 214-й создан Ту-214СР - самолет-ретранслятор. Он оборудован ВИП-салоном и дополнительными топливными баками, что позволяет ему может находиться в воздухе по четырнадцать часов без посадки. В (лучшем, на мой взгляд) аэропорту Внуково автору удалось сфотографировать Ту-214СР с бортовым номером RA-64520, выпущенный в 2010 году.

-5

Есть и другая модификация, внешне очень похожая на СР - Ту-214СУС - специальный узел связи. Сейчас построено два таких самолета.

Ту-204ОН - самолёт авиационного наблюдения, созданный специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1. Кстати, Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Есть еще один интереснейший самолет - Ту-204Р - самолёт ДРЛО для радиотехнической и оптико-электронной разведки, разработанный в конце 2000-х годов для замены Ил-20. Интересно, что в Ту-214Р, вместо вращающегося радара в обтекателе над фюзеляжем применена РЛС, состоящая из нескольких панелей. РЛС «бокового обзора» видны у кабины пилотов. Дополнительно также заявляется РЛС «кругового» сканирования, она находится в фигурном обтекателе в задней части фюзеляжа.

Еще один интересный самолет - Ту-214ЛМК. Самолет переоборудован в летающую лабораторию многофункционального летно-моделирующего комплекса ЛМК-214 ПАО «Туполев» для проведения испытаний нового радиолокационного комплекса модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 (а в перспективе - ПАК ДА), в связи с чем оснащен соответствующим носовым обтекателем.

-8

А теперь перейдем, собственно, к перспективам, и, прежде всего, к военным. Есть в России замечательный патрульный противолодочный самолет - Ил-38. И все бы ничего, если бы не время производства - 1967-1972 годы. А замены этому самолету пока нет, Мне кажется, что создать патрульный противолодочный самолет на базе, например, Ту-204-300, не составит особых проблем - грузоподъемность вполне позволяет, а, главное, "трехсотка" уже в гражданской версии может держаться в воздухе до 8 часов и пролетать расстояние около 7 тыс. километров. Установка дополнительных топливных баков может приблизить дальность полета к 10 тысячам километров. Что, согласитесь, совсем не плохо.

Возврат Ту-204 в гражданскую эксплуатацию - дело посложнее, но, по-моему, вполне реальное. Интерьер у самолета вполне современный - а это большой плюс. С точки зрения технической оснащенности, глобальной проблемой самолета стали двигатели. ПС-90А, которые сейчас ставятся на Ил-76, Ил-96 и Ту-204/214, все же уже устарели. НО. С появлением в России двигателя ПД-14 и его производных, все может поменяться. Ведь, при схожем классе тяги (16 тонн у ПС-90, 18 тонн - у ПД-18), ПД-14 обещают сделать настоящим массовым двигателем. И в таком случае, мне кажется, перспектива двигателей ПС-90 на ПД-18 становится вполне реальной.

Несомненно, успех ремоторизированной Ту-шки нельзя будет переоценивать. Потому что ниша, которую она занимает, чрезвычайно узка - "одноклассников" всего двое - Боинг 757 и Airbus 321. Причем, последний - явно успешнее конкурента. Кстати, в эту же нишу Боинг позиционирует 737-900... Так что Ту-шка может обрести какой-никакой успех только при благоприятном стечении обстоятельств - наличие хорошего послепродажного обслуживания, в том числе, двигателей. И, пожалуй, козырь - дешевизна. Airbus 321 стоит около $110,1 млн. У старой Ту-шки цена всего $30 млн. Даже учитывая стоимость работ по ремоторизации, Ту-204/214 с ПД может быть конкурентоспособной. И тут, конечно, все снова упирается в логистику....

Как мы видим, сбрасывать проект Ту-204/214 со счетов пока рановато. Хороший потенциал для модернизации, и, главное, наличие направления этой самой модернизации дают надежду на реинкарнацию проекта. Поживем - увидим.

Огромное спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. Пишите в комментарии ваше мнение о перспективах развития проекта Ту-214/204! А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал, чтобы не пропускать новые интересные статьи)) Вам - несложно, мне - приятно ツ