Найти тему
Adept. Образование

Новые методики обучения: плохо или хорошо?

Оглавление

О старых и новых методиках обучения, их плюсах и минусах поговорим в этой статье!

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Мы все разные. И дети у нас тоже очень разные. Одному ребёнку достаточно услышать что-то один раз - и он запомнит сказанное, а другой не запомнит, пока не увидит или не пощупает. Есть ребята, которым интересно самостоятельно добывать знания, а есть такие, которые не станут искать информацию, но усвоят её, если им расскажут. Поэтому одни родители с удовольствием ведут детей обучаться в экспериментальный класс, а другие против каких-либо новшеств и отдают предпочтение классической школе.

В современном мире родители могут выбрать для ребёнка школу, работающую по той или иной методике преподавания. Причём даже школы, работающие по традиционной, общепринятой методике, ориентированные на всех без исключения учеников, различаются между собой по форме организации, по содержанию учебной программы. Часто в обычных школах могут работать учителя-энтузиасты, которые успешно внедряют в своей работе авторские и необычные раз!вивающие методики.

Отличие традиционной от инновационной методики образования

При традиционном методе обучения учитель является источником знаний, а ученики - пассивными получателями этих знаний. Учитель управляет процессом обучения и, таким образом, находится в центре всего этого процесса. Целью такого метода является запоминание пройденного материала. Учитель объясняет материал, дети слушают, а потом выполняют самостоятельную работу или проходят тестирование, чтобы качество полученных знаний оценили.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Инновационные методики больше ориентированы на индивидуальный подход к ученику. Основная роль учителя в том, чтобы не разъясняя долго, вовлекать учащихся в процесс обучения, позволяя им работать в своём темпе.

Современные дети не хотят молчаливо слушать учителя и «впитывать» знания. Многие школьники критически оценивают информацию, подвергают её анализу и могут оспаривать преподносимые им факты. Учитель, работающий по инновационной методике, может специально строить занятие по такому принципу, когда в споре рождается истина и дети «добывают» знания самостоятельно.

Наиболее распространённые методики «неакадемического» обучения

Метод Монтессори

Автор методики Мария Монтессори считала, что каждому ребёнку присуща естественная тяга к знаниям. Для того, чтобы ребёнок мог получить необходимые знания, ему необходимо создать соответствующую обстановку, подобрать специальные учебные материалы и инструменты. Дети самостоятельно ищут инструменты для получения знаний, обращаясь к учителю по мере необходимости.

Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет. Но в России проще найти детские сады, работающие по этой методике, чем школы. Из-за жёстких стандартов российского образования работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (редко) или частные школы, а чаще семейные, которые практикуют обучение по системе Монтессори.

Вальдорфская школа

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

В вальдорфской школе ученики не получают оценки и не выполняют домашние задания. Для получения знаний не используются компьютеры или другая электроника. Много времени уделяется гуманитарным наукам, различным видам искусств, а преподавание фундаментальных наук вводится с 14 лет, когда у детей, по мнению автора методики Рудольфа Штейнера, появляется критическое мышление и эмпатия.

Методика перевёрнутого обучения

В перевёрнутом классе происходит переход от главенства учителя к главенству ученика. Дети самостоятельно работают с информацией дома, а в классе выполняют практические работы. Преподаватель выступает менеджером знаний, организовывая учебный процесс учащихся в школе и дома. Эту методику придумали два учителя - Джонатан Бергман и Аарон Сэмс в 2007 году, и она быстро нашла отклик у современных учеников.

Школа Щетинина (российский аналог школ «свободного типа»)

Система обучения основывается на нескольких принципах: духовно-нравственное развитие человека, устремлённость к познанию, любовь к труду, проявление творчества во всех аспектах жизни, физическая подготовка на основе русского рукопашного боя. По системе Щетинина дети не просто учатся, но и обучают друг друга.

Начальная школа по методике Жохова В. И.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Эта система адаптирована под потребности детей в движении, игре, разговорах. Автор методики считает, что для полноценного развития ребёнок должен много двигаться и кричать. В классах нет отстающих, поощряется взаимовыручка. Программу начальной школы ребята, обучающиеся по этой системе, заканчивают в начале 2 класса!

Зачем нужно разнообразие методик?

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена изменениям. Новые методики появляются благодаря педагогам-новаторам, которые активно разрабатывают и внедряют в своей работе инновационные методы обучения детей, так как разнообразие методик помогает учителю найти нужный подход к каждому ребёнку.

Хотелось бы, чтобы опыт педагогов-новаторов, который подкреплён замечательными результатами детей, применялся во всех школах. К сожалению, учить детей по инновационным методикам в России можно лишь в частных школах или у преподавателя-энтузиаста, который применяет новые разработки в своей работе.