Найти тему
ЗАГАДОЧНЫЙ МИР

Повседневная жизнь королевы [Часть 1]

В Средние века у женщин были важные дела: она создавала мужчин, и не теряя духовной возвышенности, хранила среди распей, хаоса и страстей повседневности возвышенные нормы поведения, часто определявшие для нее роль арбитра.

Женщины, занимавшие высокие положение (королевы), участвуя в политике, гораздо чаще оказывали существенное влияние. Но при Каролингах, а особенно с 12в., женщине принадлежит новая, благотворная социальная роль - она становится спутницей мужчины: она заботится о воспроизводстве и воспитании наследников (особенно важно для королевских пар), поддержке чести рода. Женщина внушает ребенку мужество, независимость рода; И она безоговорочно разделяет судьбу того, чье гордое имя носит, она правит делами в доме, полна решимости, готова на любые жертвы, чтобы защитить свой очаг.

Некоторые семьи занимали боле высокое положение, чем другие. Поэтому одни женщины были более важны и привлекали больше внимания, чем другие. Церковь канонизировала несколько королев, чтобы прославить исполнение ими королевских обязанностей. Королевы часто были предметом обсуждения в пастырских и наставительных работах. Некоторые из них даже всплыли из моря анонимности, в котором оставалось большинство женщин. Хумберт де Романис написал проповедь для дворянок. Франческо из Барберино посвятил много страниц своего трактата дочерям императоров, королей, маркизов, графов и баронов. В представлении проповедников и моралистов королевы могли стать конкретными, живыми моделями для всех женщин, благодаря данному им Богом высокому социальному статусу, который обязывал их, как написал Хумберт де Романис, соблюдать моральные правила особенно строго.

В описании Дуранда Шампанского королева была объектом внимания для целой страны. Так как люди приезжали из всех уголков государства, чтобы взглянуть на нее, она больше не была просто «женщиной, но примером святости, воплощением вежества, зерцалом чести». Франческо из Берберино полагал, что королевы и принцессы, которых социальный статус обязывает усваивать «благородный обычай», были для дворянок, горожанок и поселянок прекрасным образцом для подражания, для каждой – соответственно её положению. Когда некто спускается вниз по социальной лестнице, правила могут быть упрощены, дисциплина – ослаблена, ценности – подпорчены, но всех женщин побуждали взирать на образец женщины благородного обычая, которой в полной мере могла быть только королева.

Функции.

Выгодные политические партии, династические браки.

Рождение наследников.

Общественная миссия средневековых королев заключалась в сглаживании углов, выступлении посредницей между враждующими партиями, утихомиривании бурлящих страстей.

Обязанность королевы — быть в хороших отношениях с родственниками мужа, любить, уважать и защищать их перед супругом, и исполнять политическую функцию: гарантировать и сохранять мир при дворе и государстве.

Воспитание и образование.

В VI-XI вв. во многих странах Европы укрепилась монастырская система образования. Дочери знатных людей помещались в монастыри, чтобы получать там минимальные познания в области религии. Их обучали настоятельницы, которые зачастую сами едва умели читать, и священнослужители. Учебная программа монастырей включала в себя чтение, письмо, пение, минимальные познания в грамматике и арифметике, несколько уроков рисования с целью обучить учениц украшать переписываемые ими рукописи религиозного содержания. Нередко девочек также обучали простейшим медицинским навыкам. Вплоть до XII века большим достоинством монастырского образования являлось использование в учебном процессе латыни в качестве разговорного языка, что позволяло девушкам знакомиться девушкам с древней поэзией, а так же писать на латыни. Также занимались образованием благородных девушек Винцентий из Бовэ и Гильельм Перальд. Дуранд Шампанский делал то же самое в своем speculum dominarum, посвященном Иоанне Наваррской, жене Филиппа Красивого. Король Людовик IX давал уроки своей дочери Изабелле, королеве Наваррской.

Даже частная жизнь даже королевы четко регламентировалась правилами. Дама не должна стрелять глазами вправо-влево, ей следует смотреть прямо перед собой и любезно приветствовать всех встречных, также никогда не нужно смотреть мужчине в лицо, только тому, коту по праву принадлежит. Женщина не должна втягиваться в споры и перебранки в обществе, иначе она потеряет авторитет и прослывет развратной. В обществе особенно корректно следует вести себя по отношению к мужчинам.

Замужество, брак.

Дама не могла, будучи женщиной, даже королева, распоряжаться своим телом как ей заблагорассудится – здесь её власть кончалась. Тело вначале принадлежало отцу, теперь принадлежало мужу. Оно было вместилищем чести мужа, и, вместе с тем чести всех взрослых мужчин семьи. Поэтому за ним пристально надзирали. При малейшем признаке недостойного поведения она была бы объявлена виновной.

При дворе, однако, обычай воздвиг преграду, которая держала мужчин и женщин порознь. Эта стена была достаточно высока, чтобы препятствовать общению между мужским и женским миром и чтобы вызвать непонимание и недоверие с обеих сторон. Было обычным делом забирать мальчиков семи лет из гинекея, отрывая их от юбок матерей, сестер, нянь.

Церковь навязала свои взгляды на брак государям и рыцарям, и, таким образом, в этом важном пункте мораль духовенства не расходилась с моралью аристократии. Поскольку общественное воспроизводство зависело от стабильности брака, он считался делом серьезным, достаточно серьезным, чтобы подлежать строгому контролю. Чувствовали, что супружество должно покоиться на согласии чувств между мужем и женой. Каждый брак был браком династическим, кульминацией длительных отношений, поддерживаемых главами обеих семей. Политика аристократических семей была направлена на сохранение семейного наследия в целости путем ограничения числа сыновей, которым позволен брак.

Биографии женщин, принадлежавших к высшей аристократии, часто противоречат картине бессилия и покорности жен. Помимо влияния в социальной сфере, женщины высшего класса обладали существенной экономической властью. Фактически жены имели неограниченный контроль над личными вещами, такими, как деньги, украшения, одежды и другая «движимость», составлявшая их приданое или унаследованная ими после брака, а также над изделиями, применяемыми или производимыми в домашнем хозяйстве. Даже закон позднего Средневековья наделяет хозяйку дома «правом ключей» от кладовых и ограниченной возможностью вступать в деловые соглашения. Многие знатные женщины надзирали за своими имениями и земельной собственностью, хотя им обычно помогали сведущие управляющие. Это привело к установлению среди правящих домов Европы обычая держать отдельные дворы короля и королевы. Это часто приводило к недостатку эмоциональных связей между супругами, которые обычно имели мало времени на общение друг с другом; супружеская близость ограничивалась общей спальней и то не всегда регулярно.

Чтобы не пропустить вторую часть, обязательно подпишитесь на канал 😃