Найти тему
Юлия Вельбой

Мовный вопрос

Я была в миграционом центре, зашла в тамошнее кафе. Мест было не особо много, поэтому пришлось подсесть к нескольким иностранным рабочим, в просторечии гастарбайтерам, которые приехали сюда за патентом. Сижу, ем хачапури, на середине стола лежит заламинированный листочек А4; я, скосив глаза, пытаюсь его прочесть.

Вдруг понимаю: что-то в нем не так. Я вижу буквы, но не вижу смысла. Разучилась читать? И только спустя время осознаю, что здесь написано русскими буквами по-нерусски. Я впервые сталкиваюсь с таким письмом, фотографирую его.

-2

Не знаю, на каком языке этот текст, но он яркий пример того, зачем вообще существуют буквы. Они – средство взаимодействия с людьми и постижения мира, а не средство выпендрежа друг перед другом. И если использовать свой язык в этом последнем качестве, судьба его будет печальна – а заодно и судьба народа, который столь бездумно относится к своей речи.

В том, чтобы замалчивать свой язык, больше достоинства, чем в том, чтобы навязывать его. Украинская мова похожа на румяную девку, которая всем себя предлагает, а никто ее не берет. Она и так повернется, и эдак, и подбоченится, и грудь вперед – нет желающих.

Не плохая она, не уродина, а просто – не востребована. К тому же, последнее время ей сделали несколько пластических операций, так что девка стала сама на себя непохожа и приобрела отталкивающий вид. Если раньше нет-нет, да заезжий молодец еще полюбуется, то сейчас только свой рагуль-свинопас нехотя ее тискает, потому что патриот.

Невостребованность – это ключевое. Когда украинцы придут к такой жизни, что миллионы гастарбайтеров хлынут к ним, а не в Россию, тогда украинская мова сможет конкурировать с русским языком; тогда она будет необходима, нужна, тогда без нее будет не прожить. Но часть украинцев ведет себя так, будто всё это уже случилось, и тычет свою мову в лицо перепуганным прохожим.

Недавно девушка в коментах жаловалась, что сами же украинцы не любят мову, не хотят говорить на ней. И не потому не любят, что никому она не нужна, а потому, что враги мало вывесок вешали на украинском, мало украинских книжек продавали. А навалили бы этого добра побольше, то-то люди бы украинскую речь возлюбили! Как начали бы всем миром по-украински балакать, как начали бы произведения искусства создавать и поднимать украинскую культуру, а там наука, ракетостроение, космические корабли бороздят просторы… ну и так далее. Вот что значит правильно подобранное количество вывесок.

Почему не приходит в голову, что любовь к языку не количеством вывесок определяется, а его насущной необходимостью? Вот как эти гастарбайтеры учат русский, потому что им здесь жить и работать, и русский язык для них пропуск в другой, лучший мир, так же никто не учит украинский, потому что это билет в никуда, и ни в жизни, ни в работе он тебе не пригодится. Разве что, если в своем селе карьеру начинать, и там же ее заканчивать.

Понимая, что свой язык не вывезет (да и какой он им свой?), они теперь ориентируются на англоязычный мир. Им всё бы к кому-то пристроиться, всё бы прицепиться – не к русской пролетке, так к английской карете, - лишь бы на лакейские запятки стать, называя это самостийностью и возвращением к корням.