Найти тему

Как появился феномен власти одних над другими?

Здравствуйте дорогие друзья.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как появляется власть одних над другими.

В одной из своих статей я писал о том, что с развитием экономической деятельности в человеческом обществе происходят два взаимосвязанных процесса:

- постепенное расслоение общества на разные социальные страты: класс эксплуататоров (жрецы, вожди и т.д.) и класс эксплуатируемых (рабы, крестьяне, ремесленники);

- формирование государственного аппарата управления и принуждения для закрепления господствующего положения правящего класса.

Казалось бы, что власть – это феномен, присущий исключительно человеческому обществу, с его формализованными в законодательстве правовыми нормами.

На самом деле все гораздо сложнее.

Начнем с того, что отражением власти в каком-либо социуме является иерархия. Феномен иерархии хорошо изучен этологами.

В замечательной книге В. Р. Дольника «Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей» (ссылка на первоисточник: https://www.litmir.me/br/?b=111063&p=1) подробнейшим образом описывается механизм образования соподчинения между особями одного и того же вида животных, именуемый иерархией.

Цитата из книги: «Доминантная (самая агрессивная) особь подавляет других. Она отстаивает и усиливает свое высшее положение, навязывая стычки остальным и терроризируя их, угнетая их психику. Агрессивность этих остальных, подавленная по отношению к доминанту, требует разрядки, и особи-субдоминанты обеспечивают ее, находя более слабых и подчиняя их себе. Часто, будучи унижены доминантом, субдоминанты тут же бегут к своим подчиненным особям и переносят на них свой гнев. Эти несчастные в сущности тоже не лучше: они находят более слабых и подчиняют их себе. Так образуется четкая, обычно пирамидальная, структура организации группы животных. Жестокая, но очень эффективная организация, в которой каждый знает свое место, каждый подчиняет и подчиняется. В конечном счете она позволяет избегать постоянных конфликтов, борьбы всех со всеми за первенство, а зачастую и служит основой для совместных действий.

Иерархическая организация группы была найдена естественным отбором очень давно; агрессивность и соподчинение весьма распространены в мире птиц и млекопитающих, они обычны у земноводных, пресмыкающихся, рыб, они есть и во многих классах беспозвоночных животных. И всякий взрослый, если он не забыл свои мальчишеские годы или если он по профессии своей контактирует с ребячьими группами, знает, сколько времени и сил тратят мальчишки на выяснение своей иерархии. Именно мальчишки, ибо девочки сложной иерархии не образуют. Потому что у приматов особи женского пола, как правило, не конкурируют с самцами за иерархический ранг, а между собой образуют слабо выраженные и неустойчивые соподчинения из немногих особей. (У самок приматов организация иная — они образуют между собой все более высокие по рангу группировки, объединяемые одинаковым состоянием: молодые, еще не размножающиеся самки, самки в период привлечения самцов, самки, имеющие самцов, беременные самки и самки с детенышами. На время связи с самцом ранг самки в первую очередь определяется местом ее самца в мужской иерархии.)

Для некоторых мальчиков борьба за иерархический ранг крайне важна, они готовы ради нее на любые лишения, побои, готовы, чтобы утвердить свой ранг в глазах других, на опаснейшие для себя проделки. Психологи называют таких людей естественными лидерами, а этологи – потенциальными доминантами. В стихийно формирующейся группе доминантом совсем не обязательно станет самый выдающийся по человеческим качествам мальчик. Очень часто им становится, к ужасу родителей и воспитателей, отпетый второгодник или уличный хулиган. Для захвата доминантного положения иногда достаточно стать обладателем какого-нибудь символа исключительности или превосходства – игрушки, которой нет и не может быть у других, оружия (пусть даже бездействующего, но не игрушечного), удачно вставляемых рассказов о дальних и экзотических. местах, где он был, а другим не бывать, и т.п. Символы, потенциально достижимые всеми, – отличник, прекрасный скрипач, начитанный – здесь не подходят. Всеобщее восхищение символом исключительности переносится и на обладателя этого символа и может начать повышать ранг подростка без усилий с его стороны: вступающие с лидером в конфликт заранее сомневаются в себе, а тот, кто не верит в победу, всегда проигрывает состязание в агрессивности. У счастливчика же от победы к победе уверенность растет.

Иерархическое построение людских группировок неизбежно для нас. Всякий раз, когда мы хотим навести порядок в группе людей, мы берем за основу принцип соподчинения. Человек, стихийно получивший руководящее положение в группе, если он не только доминантен, но еще и умен, талантлив, порядочен, обеспечивает всей группе очень большой успех. Но беда в том, что доминантой может стать и очень опасный для общества человек, аморальный и даже психически больной. Уже тысячелетия назад человечество понимало эту опасность. Разум в борьбе с инстинктом противопоставлял ему одну идею – идею равенства всех членов группы. Ее воплощали по-разному. В одних случаях сильно выделявшихся людей толпа подвергала остракизму, убивала. В других – предлагалось вообще запретить всякое соподчинение как отдельным личностям, так и всей группе – в результате получалась анархия, которая неизбежно приводила к самой максимальной власти грубой силы. Единственно приемлемым оказался путь, на котором неизбежность иерархического построения, как того требует биологическая сущность человека, принимается, но вместо стихийных иерархов ведущее положение занимают люди, выбранные или назначенные группой с учетом качеств их разума и морали».

Таким образом, утверждение многих мыслителей (в том числе К. Маркса и Ф. Энгельса) о том, что когда-то существовал золотой век всеобщего равенства людей, является заблуждением. Даже первобытные группы людей, едва только выделившихся из животного мира, уже существовали на основе внутренней иерархии и, следовательно, одни властвовали, другие им подчинялись.

Столь же утопичны были и утверждения о всеобщем равенстве людей в будущем (в эпоху коммунизма).

Какой можно сделать вывод?

Их несколько:

- Власть одних людей над другими была, есть и будет, поскольку человеческая природа, сформированная миллионами лет эволюции, не приемлет ни равенства, ни братства;

- человечество обречено на расслоение общества на разные социальные страты, каждой из которых присущ свой объем материальных благ и власти, прав и обязанностей;

- человечество обречено на существование государственного аппарата управления и принуждения;

- человечество обречено на то, что господствующий класс всегда будет формировать нормативно-правовую базу «под себя», чтобы закрепить свое господствующее положение.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц