Авторка – Магдалена Завиша, старшая преподавательница факультета психологии в Университете Англия Раскин
Только вы подумали, что сексизм уже в прошлом, как вдруг во всех новостях всплывает скандал вокруг высказываний Дональда Трампа о том, как он любит хватать женщин за интимные места.
Однако лишь 13% женщин-республиканок считают, что он должен прекратить кампанию за пост президента. В то время как женщины в целом предпочитают его соперницу - демократку Хилари Клинтон, 49% из них оценивают ее неблагоприятно. Несмотря на то, что она почти всю жизнь находится на государственной службе, ее часто критикуют как плохую мать. О премьер-министресс Великобритании Терезе Мэй тоже часто говорят как о холодной и неприятной, а о Маргарет Тэтчер отзывались как о «Железная леди» - компетентной, но неприветливой.
Феминисток часто рассматривают в похожем свете. Стоит вспомнить интервью Мерил Стрип о ее опыте гендерного разрыва в оплате в киноиндустрии. Когда ее спросили, феминистка ли она, она не употребила «слово на букву Ф», подчеркивая свою любовь к мужчинам - как бы предотвращая нападение. Но откуда столько напряжения и неприятия вокруг феминизма, который, в конце концов, стремится к равенству полов? Все дело в самой природе сексизма.
Современный сексизм по натуре своей амбивалентен. Мы часто придерживаемся как позитивного (доброжелательного), так и отрицательного (враждебного) отношения к женщинам (и мужчинам). Враждебный сексизм заключается в старомодной и неприкрытой антипатии по отношению к женщинам, в результате чего они воспринимаются как жаждущие власти над мужчинами. Эта вариация сексизма отражает убеждения, что мужчины должны обладать большей властью, чем женщины; что женщины могут использовать свою сексуальность, чтобы извлечь выгоду из более высокого статуса мужчины; и что женщины менее компетентны, чем мужчины.
В свою очередь, доброжелательный сексизм более тонкий. Он позитивен в своих проявлениях, но тем не менее подрывает полноценное уважение к женщинам и пытается им покровительствовать. Этот тип сексизма рассматривает женщин стереотипно и ограничивает их социальные роли. Он включает в себя убеждения, что хорошие женщины заботливы, а мужчины должны их защищать, подразумевая, что они слабее. Эта форма сексизма часто остается незамеченной и все же имеет негативные последствия для женщин, делая их менее заинтересованными в активной деятельности, заставляя их недооценивать собственную компетентность и в целом снижая их представленность.
Сила статус-кво
Как ни странно, люди, которые показывают большую благожелательность к женщинам в психологических тестах, - скорее проявляют столь же высокую враждебность. Людям свойственно даже не осознавать, что их отношение настолько противоречиво. Так происходит потому, что эти люди делят женщин на «хороших» (тех, кто заслуживает «положительного» отношения) и «плохих» (тех, кто заслуживает наказания). Это иногда называют комплексом Мадонны/блудницы. Крайне важно, что обе формы сексизма служат для поддержания статус-кво.
Враждебный сексизм карает за поведение, которое считает неприемлемым для женщин. Примером может служить история Малалы Юсафзай, которая потрясла мир в 2012 году - девушке выстрелили в голову за то, что она ходила в школу. Ближе к нам, - Кэролайн Криадо-Перес начала получать угрозы изнасилования в Twitter после своей кампании за изображение женского портрета на банкноте в 10 фунтов.
Однако такая открытая враждебность сама по себе чревата бунтом, подрывающим способность с успехом сохранять статус-кво. Таким образом, этот «железный кулак» нуждается в «бархатной перчатке». И именно такой «перчаткой» является доброжелательный сексизм: он награждает за соблюдение требований системы. Женщины, которые следуют традиционным гендерным ролям, возведены на социальный пьедестал и защищены. Достаточно вспомнить ведущих кулинарных телепередач Мэри Берри или Найджеле Лоусон (до предполагаемого скандала с наркотиками) - образцовые богини домашнего очага. Таким образом подкрепляется гендерно стереотипное поведение женщин.
Исследования доказывают это снова и снова. Я продемонстрировала этот механизм на примере рекламы. Другие обнаружили его действие в профессиональной, образовательной, судебной, экономической и социальной сфере - в том числе в романтической. Вступая в традиционно «мужские владения», женщины приобретают компетентность и полномочия, но часто теряют в привлекательности. Что также может быть причиной того, что женщины чаще всего неохотно идут на открытую конфронтацию с проявлениями сексизма.
Так ли уж удивительно, что некоторые женщины даже выступают против феминизма? В совокупности обе сексистские идеологии воспитывают женщин (и мужчин) по программе сохранения статус-кво - и поддерживают их в таких условиях. Просто безопаснее быть не высовываться. В конце концов, мы все хотим, чтобы нас любили.
В результате женщины усваивают стереотипные ожидания. Они могут искренне придерживаться более консервативных взглядов и полагать, что женщины лучше подходят для определенных ролей. Например, им может нравиться быть ответственными за домохозяйство и детей - и они чувствуют, что феминистки пытаются отобрать у них эту власть, требуя, чтобы мужчины разделяли обязанности в этой сфере. Другие могут не соглашаться с более экстремальными интерпретациями феминизма.
Действительно женщины часто используют для оправдания своего сопротивления феминизму убеждение в том, что женщины лучше, чем мужчины, справляются с домашними обязанностями, - и что мужчины буквально развалятся без их помощи в работе по дому. Другие оправдывающие механизмы включают в себя убеждение, что более мягкий, неконфликтный подход к достижению гендерного равенства, будет более эффективен при мужской поддержки.
Переход к большей толерантности
Так что мы можем с этим поделать? Что ж, просто быть честными с собой относительно того, что происходит, - это уже хорошее начало. Умение распознавать скрытые механизмы и структуры, которые призваны держать нас всех под контролем, может помочь и женщинам, и мужчинам подвергнуть сомнению существующую систему.
И вот отличный стимул для этого. Исследования показали, что высокий эгалитаризм действительно полезен как мужчинам, так и женщинам. Это не только повышает эффективность работы организаций и национальной экономики, но кроме того пары, которые разделяют обязанности в работе по дому, сообщают о том, что у них куда более насыщена сексуальная жизнь, и они счастливее в романтических отношениях. Так почему бы не стремиться к этому?
Мы, безусловно, можем этого достичь - но нам нужны реальные женские модели поведения, которым можно следовать, поддержка со стороны мужчин и информационно-просветительские кампании, основанные на эмпирических исследованиях.
Мои собственные исследования показывают, что демократизация, ориентированная на содействие, понимание и терпимость, может помочь. Мое последнее исследование также показывает, что невербальное поведение, как, например, использование «поз силы» (физические жесты, отражающие уверенность и власть) может помочь женщинам и увеличить их интерес к не традиционным для них областям, таким как статистика, математика или технологии.
Возможно, толерантность станет темой моей следующей открытой публичной беседы. Вкупе с взаимным уважением, толерантность может создать безопасную среду для процветания – всем нам. Ту обстановку, в которой «слово на букву Ф» можно будет употреблять без опаски. Или, может быть, ту, в которой оно вообще не понадобится.