Найти тему
Александр П.

Спасибо, старик!

Светлана Жильцова и Александр Масляков. КВН.
Светлана Жильцова и Александр Масляков. КВН.

Первый раз я услышал название Битлз в конце 60-х годов,с экрана телевизора «Рекорд- 12», когда там транслировали очередной КВН с ведущими Светланой Жильцовой и совсем юным Александром Масляковым. На сцене стояли два представителя команды, причем один изображал попугая другой, видимо, студента. Оба они разговаривали. На вопрос студента, какой же музыкальный коллектив он предпочитает, остальным, птица с гордостью ответила, что это квартет «Битлз», что вызвало бурную реакцию в зале, причину которой я не смог не объяснить, не понять. Позднее я оценил шутку КВНщиков, мол, птица попугай, попка-дурак, какой с него спрос ему, и слушать, и сказать про британскую группу на центральном советском телевидении позволяется. Другую точку зрения, примерно в это же самое время, высказал Никита Богословский, назвав, ливерпульскую четверку ” навозными жучками”. А столь не лестном отзыве автора “Темной ночи”, “Шаланд полных кефали”, “Любимого города” я конечно не знал, в отличии от его песен, которые были постоянно на слуху и в памяти. Сейчас с высоты прожитых лет, становится очевидным, что борьба за умы молодого поколения, на примере ливерпульской четверки велась нешуточная. В то время, когда я зачитывался приключениями любимых “веселых человечков” (Журнал «Веселые картинки») и отгадывал загадки и шарады из еще одного детского журнала «Мурзилка», серьезные государственные печатные издания, выходившие суммарно, многими десятками миллионов экземпляров рассказывали “правдивые” истории о четверых молодых людях, к тому моменту, покоривших весь мир. И так приготовьтесь составить свое представление о людях, (речь идет о квартете “The Beatles”) по материалам советской прессы в начале 60-х годов. В середине января 1964 года советские читатели узнали, что есть четверо юношей, имеющих шумный скандальный успех в Англии, благодаря тому, что издают столь пронзительные звуки, каких британцы не слышали, с той поры, как у брали сирены противовоздушной обороны. Музыка отупляюще монотонна и в процессе ее исполнения музыканты подскакивают, крутятся, бьются в конвульсиях. Еще одним их главным достоинством являются прически питекантропов. Ну что тут скажешь - страшновато становится! Эстонская газета “Рахва хяэль” решила рубануть правду-матку, чтобы не было сомнений, о ком тут идет речь. Подхватила экспертную музыкальную эстафетную палочку популярный журнал “Смена”: “ Они называют себя “битлз” словечком, которое можно перевести, как “жучки”, “стукачи” или “попругунчики”. Они выпустили даже несколько пластинок “ливерпульского шума”, а на концертах поклонники поднимают такой вой, что артистов не слышно. Зато видны перекошенные рты, хулиганские, закрывающие весь лоб челки. Эпидемия продолжается”.

Кадр из мультфильма "Матч-реванш"
Кадр из мультфильма "Матч-реванш"

В качестве весомых аргументов в газетах и журналах помещали рисунки, делали пародии в фильмах и мультфильмах. Вернемся к самым проверенным и надежным источникам информации советской прессе. Каждая советская республика, а их было, как известно, пятнадцать приложила перо, для разоблачения ужасных нравов, загнивающего запада.

(Журнал Перец, Киев, 1964, № 11 (526), июнь, стр. 9).
(Журнал Перец, Киев, 1964, № 11 (526), июнь, стр. 9).

Эта очередная заметка, появилась на страницах украинского популярного журнала. Пришлось не полениться и обратиться к своим корням и сделать перевод: - “Когда на эстраде четыре «жучка» это не кабинет психиатрической клиники и не молитвенный дом трясунов. Это самый, что ни на есть, себе обычный концертный зал. И само собой понятно, что зрители, которые пришли сюда, теоретически должны считаться нормальными людьми. Но на концерте четверых гитаристов ансамбля «Битлс» из города Ливерпуля (Англия), как вы видите, теория резко расходится с практикой. Четверо проходимцев с гитарами, которые скромно называют себя «жучками», выходят на эстраду, и начинается неслыханное издевательство над музыкой. Обрывая струны, «жучки» сами ревут на всех октавах, имитируя голос то недорезанного поросёнка, то бешеного бугая. Что делается в это время с публикой, можно понять, глянув на эти фото. Даже закалённые звуками модерновой «музыки» модерновые «музыкальные критики» на концертах квартета «Битлс» сами нервно дёргаются и пожимают плечами. Чего только не бывает в «свободном мире», когда этот мир освобождается даже от здравого рассудка!”

А еще дальше пошли наши соседи, я имею в виду опять Украину в одноименном журнале. В их очерке “Гитары, барабан и акробатика” можно увидеть очень смелые имена участников группы подаренные издательством. Послушайте, как это звучит! “Ансамбль “Бителз” в составе Рауль Маккартнея, Георга Наризона, Джона Ленкова и Ранчо Старра. Кто-то подумает, и скажет, мол придумать можно все, что угодно, но только не в этот раз.

Заметка в журнале "Украина"
Заметка в журнале "Украина"

Пожалуй обойдемся без комментариев.

Во всем этом присутствует ощущение участия периодических изданий в социалистическом соревновании за звание “Кто больше придумает страшилок” и в данном случае речь идет не о военной угрозе, а всего на всего о четырех юношах с музыкальными инструментами. Отсутствие достоверной информации о внешнем облике квартета, заставляло рисовать в сознании картины на основе статей в очень серьезных изданиях: “Четверо с длинными девичьими, зачёсанными на глаза, чёлками, именно из этих юнцов состоит английский ансамбль „The Beatles”, ставший знакомым нашей молодёжи через журналы, радио, телевидение или пластинки, попавшие сюда с Запада. Вот и начали, некоторые подростки, с ломкой голоса, отращивать себе космы. Битлы не выделяются ни особой музыкальностью, ни талантом – они поют так же, как в любом маленьком городке могла петь молодёжная группа. Именно поэтому они нашли общий язык и контакт с молодёжью. Публика желала равенства между ”талантами” и почитателями, объединяющего восторга исполнения и чувства сплочённости. Они не останутся навсегда молодыми, они возмужают и тогда, среди молодёжи у них не будет такого влияния и успеха”.

Квартет "The Beatles"
Квартет "The Beatles"

С иронией и грустью смотрю на изображение Битлз в описываемый период (к счастью от слова писать, с ударением на второй слог) горе писаками . Аккуратно постриженные, да с челками, в стильных костюмах и галстуках, приятные молодые люди. Можно предположить, что все журналисты, люди подневольные и писали по заданию под контролем своих редакций, но вот, как великий Никита Богословский, мог написать такое в статье «Из жизни пчёл и навозных жуков»: “Трое с гитарами, один ударник и все четверо...Чуть было не сказал - поют! Когда они испускают свои крики, вся молодежь начинает визжать от восторга и подвывать своим любимцам. Бедные наивные «жучки! Вы, наверное уверены в том, что все это – слава, бешенные деньги, рев и визг поклонников –все это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протяните вы еще год-полтора, а потом появиться молодые люди с еще более дурацким прическами и дикими голосами, и все кончится! И придется вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу…

P.S. Если вы заметили, дорогой читатель, у меня в заголовке к слову “жучки” добавлен эпитет - навозные. И вот мне почему-то кажется, что вы меня не осудите за эту вольность...”

Никита Богословский
Никита Богословский

5 мая 2003 года в честь девяностолетия Богословского в КЗ «Россия» прошел юбилейный концерт. А накануне рядом, на Красной площади, выступал миллиардер Пол Маккартни. Наверное очень долго трудился в кабачках на временной работе, чтобы получить возможность выступать в самом центре нашей столицы и заработать столько денег.

Пол Маккартни
Пол Маккартни

Спустя сорок лет Никита Владимирович покаялся: “Глупостей я сделал много и от них сейчас прилюдно, принародно отрекаюсь. А битлы-потрясающие ребята!”.

- Вас заставили написать ту злополучную статью или Вы сами недооценили масштаб явления?

- Значит, так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что! Я думаю, что я был пьяный.

- Если бы Вы сейчас встретились с Маккартни, что бы Вы ему сказали?

- Я бы ему сказал: «Спасибо, старик!»