Найти в Дзене

Танец как жизнь… (танцевальные pas разных поколений). Часть третья

Рига. Фото с сайта   https://myhistori.ru/blog/43875912071/Fokstrot-kak-%C2%ABnovyiy-vid-pornografii%C2%BB-i-drugie-tantsyi,-zapresch
Рига. Фото с сайта https://myhistori.ru/blog/43875912071/Fokstrot-kak-%C2%ABnovyiy-vid-pornografii%C2%BB-i-drugie-tantsyi,-zapresch

Начало здесь:

Танцы поколения Победителей (1901-1920 годы рождения)

Танцы Молчаливого поколения (1921-1943 годы рождения)

Танцы поколения Беби-бумеров (1944-1962 годы рождения)

В средине 1950-х годов на неформальный музыкальный олимп восходит стиль буги-вуги, который сразу заклеймили: вульгарный, пошлый, непристойный. Журнал «Смена» сразу назначил его главным за «разлагающее влияние» на советскую молодежь: «Это папины заслуги, это волосы до плеч, это танец буги-вуги и с похабщинкою речь». Не отставали и эротически-чувственно-напористый свинг с джазовыми барабанами и медленным скольжением под томный стон саксофона и залихватски-хулиганский рок-н-ролл с акробатическими трюками и пируэтами… Танцы «на костях» - это яркие вырви-глаз краски и невероятно-немыслимое сочетание рисунка и цвета. Танцы – это драйв!

Стиляги – герои и антигерои той эпохи. Чувихи в пышных многослойных юбках-колоколах, с сочно-красными губами и взбитыми прическами, в чулках со стрелками и остроносых лодочках. У парней - пестрые рубашки, эпатажный галстук-селедочка, узенькие брючки-дудочки и полуботинки на «манной каше» - вожделенные «лабутены» тех времен! Дополняли мужской образ носки умопомрачительного рисунка, стильные усики-«мерзавчики» и набриолиненный кок. И, конечно, тщательно отрепетированный «правильный» взгляд: томно-оценивающий, с капелькой скуки и превосходства. Фактически танцы стали водоразделом молодежи: правильно-советской и прозападно-диссидентской. Танцы – это политика.

Фото с сайта  https://yandex.ru/images/search?cbir_id=2107565%2FiDBaEvc0gz807E0EaGoieQ&cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1580044740.1
Фото с сайта https://yandex.ru/images/search?cbir_id=2107565%2FiDBaEvc0gz807E0EaGoieQ&cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1580044740.1

Зарисовка из маминой юности. 1959 год. Город металлургов Кривой Рог. Девятый класс. Уроки второй смены заканчиваются в 19.30, а дорога со школы - мимо парка с танцплощадкой. Портфели сложены в кустах. Денег на вход нет, да и дома это точно не одобрят… Но есть выход: парни тайком перелезают через забор, смешиваются с танцующими, потом выходят, выносят одноклассницам контрамарки… и снова через забор. До строгого родительского «Почему так поздно?!» у них всего несколько фокстротов... Музыканты, нам «Маленькую Мари», пожалуйста! Танцы – это юность!

Но к средине 1960-х годов строгий госконтроль на танцевальных площадках начал постепенно угасать. Уже появились новые танцы: летка-енка и хоппель-поппель, сиртаки и хали-гали, ча-ча-ча и шейк. А после изумительнейшего танцевального мастер-класса в «Кавказской пленнице» твист с удовольствием отплясывал весь Союз. Танцы перестают быть обязательно-парными - популярность набирают коллективные и сольные. Их принимают «на ура». Во-первых - это модно; во-вторых – не надо под кого-то подстраиваться и в третьих, можно полностью проявить свою неповторимую индивидуальность! Танец – это я!

Из фильма "Кавказская пленница"
Из фильма "Кавказская пленница"

К 1970-м годам в танцевальной жизни страны произошли кардинальные изменения. В кинотеатрах перед сеансами уже не танцуют, ушла в небытие и должность конферансье... Вокально-инструментальные ансамбли постепенно заняли место эстрадных оркестров. ВИА были при каждом приличном клубе и доме культуры: электрогитары, ударная установка, синтезатор-ионика. Их знали, их приглашали, о них рассуждали и тайно вздыхали… На официальных концертах они пели правильные патриотические песни про «Ленин-партия-комсомол», а на танцах – всеми любимые советские шлягеры из «Веселых ребят», «Поющих гитар», «Цветов», «Песняров» и обязательно что-то на десерт, например, «Шизгару» или битлов. Танец – это мода!

Но перемены, пришедшие в 70-х, почему-то пошли не совсем на пользу: танцы начали постепенно и неуклонно меняться, и далеко не в лучшую сторону. Я бы даже сказала, что они не просто упростились – они как бы деградировали… Их покинули недосказанность флирта и галантная куртуазность. Вальс и танго молодежь лихо списала в утиль и заклеймила «старьем». Вместо россыпи узнаваемых названий, ритмов и направлений в итоге осталось два танца: медляк (танцы-обжиманцы) и быстрый. Быстрый танцевали, кто во что горазд – что могу и как хочу. А медляк – это просто неспешное покачивание и топтание в обнимку (слушать музыку и попадать в такт стало уже не обязательным). Место рисунка и философии парного танца прочно заняла возможность «легально» обнять незнакомку. В общем, настоящие парные танцы исчезли – им уже специально не учились (учиться-то практически нечему!), роли ведущего и ведомой сведены к минимуму, осталась главная задача – не наступить друг другу на ноги. Понемногу испарился и легкий флер соблазнения, танцевальные движения становятся все более раскрепощенными, простоватыми и, pardonne moi, физиологичными. Танцы – это изменения.

Фото с сайта  https://yandex.ru/images/search?cbir_id=2098501%2FFArIitESvQuAvcTY45FQjg&cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1580045105.1
Фото с сайта https://yandex.ru/images/search?cbir_id=2098501%2FFArIitESvQuAvcTY45FQjg&cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1580045105.1

Так незаметно изящный танцевальный тоталитаризм 50-х плавно перешел в простоватый демократизм 70-х. Но по-прежнему танцы - это главное развлекательное мероприятие недели и законный повод выделиться и выпендриться. Правда, на танцплощадках уже практически не встретишь людей среднего и старшего возраста… Модники «хипповали»: парни в брюках-клеш в приталенных по фигуре цветных рубашках навыпуск. Девушки в мини-юбках, туфлях на толстой платформе и с распущенными волосами… Длину юбки и ширину клеша кое-где на входе организаторы меряли линейкой. Джинсы были у самых крутых, но… в них могли и не пустить(!) на танцплощадку (а также в театр и ресторан). Дружинники и "луноход" с милицией были обязательным антуражем танцев – «Агдам» и драки уже воспринимались как нечто обыденно-нормальное. Фингал под глазом засчитывался за медаль, а если «из-за девушки» – то ею же и вознаграждался. Кстати у парней было особым шиком после демобилизации из армии обязательно появиться несколько раз на танцах в военной форме. Танцы – это вызов!

Фото с сайта  https://zen.yandex.md/media/zavalinka/tancy-na-pionerskom-rasstoianii-skolko-santimetrov-5da170a486c4a900b246f9be
Фото с сайта https://zen.yandex.md/media/zavalinka/tancy-na-pionerskom-rasstoianii-skolko-santimetrov-5da170a486c4a900b246f9be

Если понравилось – поддержите мои старания лайком )), если очень понравилось – подпиской )))

Не пропустите продолжение:

Танцы поколения Х (1963-1980 годы рождения)

Танцы поколения Y (1981-1995 годы рождения)