Недалеко от Северного полюса, там, где бескрайние огромные льды возвышаются над холодным Северным океаном, жил маленький медвежонок Умка. Он жил с мамой и братиком. Снежок, так звали брата Умки, был всегда серьезный и рассудительный. Он не любил играть с Умкой, всё больше ходил за мамой, перенимая от неё все премудрости взрослой жизни.
Умка же, напротив, был большой озорник, он любил веселиться, играть со своими друзьями тюленятами, носиться по берегу, прыгать в воду, разбрызгивая вокруг ледяные капли.
- Ты уже большой медвежонок, чтобы быть таким глупым и беззаботным, – ворчал Снежок. – Когда же ты научишься быть серьезным? Впереди долгая зима - надо научиться выживать, ловить рыбу, рыть берлоги, а у тебя один игры на уме!
- А ты слишком маленький, чтобы учить меня! -весело отвечал ему Умка, ловко скатываясь с ледяной горки, - а еще ты скучный и неинтересный!
Снежок проворчал что-то недовольно и пошел прочь. А Умка, весело резвясь, попытался прыгнуть маме на спину, но не смог, громко бухнулся на белый ледяной снег.
- Больно? – ласково спросила мама.
- Нет! Совсем нет! – подпрыгивая, и на ходу потирая лапой бок, закричал медвежонок. Он очень не любил, когда кто-то видел его неловкость. И тут же побежал к воде.
- Осторожно! Смотри не упади! – закричала вслед мама, но не успела она договорить, как Умка уже нырнул под воду, оставив на поверхности лишь маленькие пузырьки воздуха.
- Какой же непоседа, – вздохнула мама и тоже пошла к воде.
Днем медведица учила своих медвежат держаться на льдине, охотиться на нерп, ловить рыбу. Вечером, уютно устроившись в своей берлоге – углублении в горе из льда и снега, медведица с медвежатами лежали и смотрели на звёздное небо. Умка со Снежком уткнувшись носами в мамину теплую шею, слушали рассказы про далёкие края и невиданных существ, которые там обитают. Умка слушал, растопырив уши, приоткрыв рот, и мечтал в тайне когда-нибудь встретиться и подружиться с таким существом.
В этот вечер мама рассказывала медвежатам про Северное сияние.
- Представьте себе тысячи разноцветных огней покрывают всё небо и переливаются, играя своими красками так, что захватывает дух!
- Ого! Как это удивительно! – восхищенно восклицали медвежата, – а когда у нас будет Северное сияние? Вот бы посмотреть!
- Эх, в наших краях такое бывает довольно редко, - вздохнула мама, - последний раз я видела его давно, когда вас еще не было. Помнится, тогда я загадала своё самое сокровенное желание, и через несколько зим у меня появились вы.
- А что, Северное сияние исполняет желания? – удивленно воскликнул Умка.
- О да, это волшебное явление, что бы ты ни загадал – всё обязательно исполнится, главное, чтобы желание было самое сокровенное и никак не вредило другим.
- Ничего себе! – у Умки захватило дух и пересохло в горле. Как же он хотел увидеть это чудесное сияние и загадать желание!
- На сегодня всё, ложимся спать! – скомандовала мама, - а завтра я расскажу вам легенду о белом волке, который приходит вон на ту гору точно тогда, когда на небе полная луна, и вызывает духов своих предков.
Мама свернулась в клубок и, подоткнув под себя медвежат, громко захрапела. А Умка долго еще не спал, мечтал о том, как он когда-нибудь увидит чудесное Северное сияние. Желание у него было простое – увидеться со своим двоюродным братом, как рассказывала мама, бурым медвежонком. Это казалось для Умки удивительным, что есть где-то точно такой же медвежонок как он, только шерсть у него полностью коричневая, казалось, что такого не бывает! Но мама утверждала, что в краях, где нет льдин, а снег бывает только несколько месяцев, живут такие же медведи, но очень смешные, они выглядят так, как будто измазались грязью. «Вот бы у меня тоже была такая шерсть!» - с этими мыслями и заснул Умка, а ночью ему приснился удивительный сон, в котором он и его двоюродный брат смотрели вместе на небо, где яркими полосками сверкало и переливалось Северное сияние!
На следующее утро мама повела медвежат ловить рыбу, а после обеда медвежата учились держаться на плывущей льдине.
- Не заплывайте далеко! - кричала мама, внимательно наблюдая за ними, - течение за горой сильное и вас может унести туда, откуда уже не выбраться!
«Интересно, а что там есть, откуда уже не выбраться?» - размышлял про себя Умка. Он был очень любознательный и всё ему хотелось попробовать и посмотреть. Он бесстрашно несся на льдине по направлению к опасному месту, где, как говорила мама, пропадают медведи из-за сильного течения.
- Смотри куда ты плывешь! – сердито закричал Снежок, - вот попадет тебе от мамы!
Но Умка уже не слышал никого и с веселым криком летел к белоснежным берегам ледяного островка. Вдруг, неожиданно, подул сильный ветер, и льдину, на которой плыл Умка, потащило в другую сторону, там, где горы расступались перед бескрайними водами океана. Медвежонок прижался к своей льдине, вцепился крепко когтями в неё и посмотрел назад. Там, вдали виднелся родной берег, но с каждой секундой он отдалялся всё больше и больше.
- Ууу….м… кааа!! – доносился едва различимый голос Снежка. Впервые в жизни Умка испугался, но не того, что с ним может что-то приключиться, а того, что он может больше никогда не увидеть маму с братиком. Умка в мгновение ока решил прыгнуть в воду и попытаться перебороть течение уже под водой. Но не тут-то было! Течение было настолько сильным, что у него едва хватало сил, чтобы держаться на льдине. «Что делать, что делать!?» - мысли в его голове крутились с бешеной скоростью. Он закрыл глаза и мысленно заплакал, сердце его бешено колотилось, казалось, вот-вот его проглотит эта бушующая мощь океана. Вдруг наступила тишина.
Умка открыл глаза, когда солнце ярко сияло над его головой и какая-то усатая рыжая морда склонялась над ним, с любопытством разглядывая и обнюхивая его. Умка приподнял голову – вокруг него простирался незнакомый пейзаж, он лежал на чем-то твердом, но это не было похоже на снег или лёд, к которым он привык. Поверхность была черной, на ней лежали какие-то плоские круглые лепёшки. На поверхности росли какие-то странные водоросли, похожие на шерсть знакомого Водяного – так звали огромного медведя, обитавшего неподалёку от берлоги, где жили Умка с мамой и братом. Шерсть у него была не белая, как у всех, а грязно-зеленого цвета.
«Ничего себе», - подумал Умка, - «похоже на те края, про которые рассказывала мама».
- Тебя как зовут? - наконец-то произнесла усатая рыжая морда.
- Я - Умка – смущенно произнес медвежонок, потирая бок. «Почему так сильно болит тело?» -подумал он, а вслух произнес:
- Как я тут оказался?
- Не знаю, я бежал к лесу поискать в дупле мёд, как вдруг увидел на земле тебя, ты лежал, не шевелясь, я подошел, и ты тут же открыл глаза.
- Земля? То, на чем я лежу называется земля? – удивленно спросил Умка.
- Ну конечно – весело отреагировал собеседник, - а ты что, не знал? Какой ты глупенький, - засмеялся он.
- Ничего я не глупенький – обиженно пробурчал медвежонок, - просто там, откуда я родом нет… земли.
- А откуда ты родом? – спросила рыжая морда.
- Я родом с Севера, мы с мамой и братом живом около Северного полюса - гордо произнёс Умка, - а называемся мы белыми медведями! Белые мы потому, что там лед, снег, горы – всё белое, и мы должны быть тоже белыми, чтобы нам легче было ловить рыбу и охотиться – так нам рассказывала мама.
- Ха! Да какой же ты белый – рассмеялась рыжая морда - ты же такой же коричневый, как я! Я – бурый медвежонок, и ты – бурый медвежонок, мы с тобой одинаковые! Видимо ты упал откуда-то, и сильно ударился головой, вот и чудится тебе всякое... Пойдем за мной!– и он вприпрыжку побежал к окраине поляны, на которой они находились.
И Умка только сейчас заметил, что лапы и тело его и впрямь рыжие, точь-в точь как морда его нового знакомого. «Как такое может быть?» - недоумевал он, а в это время, новый знакомый подгонял его куда-то.
- Постой! Куда ты меня тащишь? – кричал Умка.
- Сейчас всё увидишь! – весело отвечала морда. Тут они взобрались на лужайку, откуда была видна синяя рябь реки, протекавшей вдоль леса. Умка не знал, что такое река, она не была похожа на те воды, которые он знал, река была узкая и всё время куда-то двигалась, и на ней не было ни одного кусочка льда!
- Что это? Океан? – удивился Умка.
- Нет, глупенький, это наша речка! Побежали, посмотрим на наши отражения! – кричал на бегу его новый знакомый.
Умка подошел к воде и робко наклонился над зеркальной поверхностью – оттуда на него глазел совершенно незнакомый медвежонок, коричневый и очень растерянный.
- Ну вот, убедился? – не унимался рыжий, - ты такой же как я! Кстати, меня зовут Мишка. Ну, пойдем искать твою маму?
- Моей мамы здесь нет… - печально произнёс Умка, сел на землю и горько заплакал.
- Ну ладно, ладно, не реви, пойдем к моей маме, она что-нибудь придумает – сказал Мишка. Умка послушно поплёлся за ним в чащу леса.
Медведица выглядела грозно, вовсе не такая как мама Умки.
- Откуда ты? – невесело спросила она.
- Я с Севера – неуверенно ответил Умка и рассказал ей всё, что помнил, до того, как очутился в этом незнакомом месте. Про льдину, которая несла его в океан, про темноту, и, наконец, про то, как Мишка обнаружил его на опушке леса, и он, Умка, оказался вдруг бурым.
- Ну что ж, - недоверчиво покачала головой медведица, - поживешь пока с нами, а там видно будет.
- Пойдем, я покажу тебе свои места, где я обычно прячусь и лазаю по деревьям! - обрадовался Мишка и поманил его вглубь леса.
Два бурых медвежонка целыми днями носились по деревьям, ели малину в лесу, Умка научился доставать лапой мёд из дупла. Мёд оказался на редкость вкусной едой, Умка то и дело облизывал лапу:
- Конечно, у нас бывает, что еды становится мало, и нам приходится есть водоросли, но они не такие вкусные как мёд, - урча от удовольствия, приговаривал он, - правда, в наших краях водоросли растут под водой, а не на земле – удивлялся Умка.
- Это называется трава, глупый! – весело отвечал Мишка.
Медвежата подружились. Они вместе ловили рыбу в реке, качались на старых сломанных деревьях и носились по лужайкам, играя в догонялки.
Но чем больше проходило дней, тем чаще Умка вспоминал про свою маму и тосковал по ней.
Однажды вечером, после ужина, Мишка и Умка легли спать, как обычно, но Умка долго не мог заснуть, всё лежал и размышлял, что же с ним произошло. «Вот оно - чудо» - думал он – «я так хотел стать бурым медвежонком, и моё желание исполнилось! Но почему-то мне совсем не весело, я хочу домой, к маме и брату, там, где мой дом, берлога, снег, друзья! Прав был Снежок - я глупый медвежонок, и мне надо было больше учиться, вместо того, чтобы играть целыми днями. Нет ничего лучше дома…» - с тоской думал он, засыпая.
На следующий день Умка рассказал Мишке про Северное сияние, какое оно красивое, что даже можно ослепнуть от его красоты.
- Ух ты – Мишкины глаза загорелись, - а ты правда видел его?
- Нет, я, к сожалению, не успел – опустил голову Умка, - и теперь уже, наверное, никогда не увижу.
- Почему? – спросил Мишка.
- Потому что оно бывает только на Севере, тут в ваших краях ты его не увидишь. Самое удивительное, что Северное сияние – оно волшебное, и когда появляется на небе можно загадывать желание, и оно обязательно исполнится!
- Правда? – Мишка не поверил.
- Правда – вздохнул Умка, - я тоже хотел загадать желание, но так получилось, что оно исполнилось само по себе, а теперь… теперь я всё бы отдал лишь бы оно никогда не исполнилось! Я никогда не увижу своих маму и братика, и навсегда останусь бурым медвежонком! – зарыдал Умка.
Этой ночью в лесу была гроза и сильный ливень. Умка никогда не видел ни дождя, ни молнии. Она выглядела устрашающе, грохотал гром, и Умка то и дело вздрагивал от ярких вспышек на небе. «Страшно» - подумал он, и тут очередной раскат грома заставил его задрожать и свернуться в маленький комочек.
Когда Умка открыл глаза, он чуть не ослеп от яркого разноцветно-блестящего света, окружавшего всё вокруг.
- Умка! – услышал он знакомый голос.
- Снежок! – закричал Умка, обезумивший от счастья. Он вскочил и понесся навстречу брату. Они обнялись и долго-долго наперебой кричали как они счастливы видеть друг друга.
- Умка, ты здесь, мой сынок! – услышал медвежонок ласковый голос мамы.
- Мама, как же я скучал по тебе – Умка уткнулся носом в её длинную густую шерсть и по носу его потекли тёплые слёзы.
- Мы знали, что ты вернёшься, - мама нежно потеребила его за шею. Наше желание исполнилось!
- Не может быть! – и Умка только сейчас понял, что небо озаряют бескрайние сверкающие краски, переливаясь и освещая всё вокруг волшебным светом. Он заворожённо смотрел на небо и не верил своим глазам.
- Так вот оно, Северное сияние! – воскликнул Умка, озираясь вокруг. – И я снова белый медвежонок! – рядом с мамой и братом он вдруг почувствовал себя самым счастливым медвежонком на свете. «Вот оно - чудо» - подумал он и прижался к маме.