Подписчикам и читателям доброго здоровья! Вы на канале RMY.
Расширительный бачок используется везде, где идет нагрев жидкости в замкнутом контуре. Такие контуры имеются в системах отопления домов и системах охлаждения, в частности, двигателях автомобиля.
Как известно, при нагревании объём жидкости увеличивается, соответственно, при остывании - уменьшается. Для компенсации "плавающего" (расширительного) объема жидкости и придумали расширительный бачок.
Как и все ёмкости бачок снабжен крышкой, предотвращающей попадание грязи и пыли в ёмкость, а также вытекание. Бачок заполняется жидкостью до половины (при номинальной температуре ОС). При нагревании объем жидкости увеличивается, а объем остатка воздуха в бачке уменьшается, при этом создается избыточное давление в бачке, и соответственно, во всей системе. Естественно, чем больше объём расширительного бачка, тем меньше избыточное давление.
В системах охлаждения автомобилей вмещается от 4 до 12 литров охлаждающей жидкости в зависимости от типа и объема двигателя. Рабочая температура мотора составляет порядка 85-105 градусов С. Иными словами, температура охлаждающей жидкости близка к температуре кипения воды, при нормальных условиях.
Допустить закипание жидкости нельзя, так как возникшие паровые пробки нарушат циркуляцию теплоносителя в системе. Следовательно, для предотвращения закипания необходимо применять антифризы, избыточный объем компенсировать расширительным бачком большого объёма.
Только вот беда, расширительный бачок большого размера не разместить в моторном отсеке современного автомобиля, а при уменьшении объема бачка повышается избыточное давление в самой системе. Но и система не может держать большое давление, давление выше 3 кгс приводит к выходу из строя радиаторы, шланги и патрубки системы охлаждения. Разработчиками моторов был найден компромисс, в системе охлаждения стали применять жидкости с температурой кипения не менее 105 градусов С, избыточное давление не должно превышать в среднем 1 кгс.
Для поддержания избыточного давления в заданных пределах был придуман специальный "хитрый" комбинированный клапан, который размещается в крышке расширительного бачка или пробке радиатора.
Данный комбинированный клапан состоит из двух клапанов. Первый, основной, поддерживает давление не выше заданного во всей системе охлаждения, излишек давления стравливает в атмосферу. При остывании мотора, уменьшении объёма жидкости, открывается второй клапан и выравнивает давление в расширительном бачке с атмосферным.
Вместе с внешним воздухом в расширительный бачок попадает пыль и грязь, а также влага, что ухудшает температурные свойства антифриза, засоряются сами клапана. Это плата за компромисс. Поэтому, охлаждающая жидкость периодически подлежит замене, клапана нуждаются в чистке, продувке и уходе. Расширительный бачок необходимо промывать со сменой ОЖ.
Уважаемые читатели! Если статья понравилась, оставьте комментарий и поддержите автора лайком, а канал - подпиской. Приглашаю посетить мой канал на YouTube.
Спасибо за внимание. Всем удачи!
Продолжение следует.