Найти тему
Clementina об античности

Идеал красоты: канон Поликлета

Поликлет – древнегреческий скульптор, работавший в Аргосе во второй половине V века до нашей эры. До нас не дошло ни одного оригинала его работ.

Дошли зато множество копий, как правило, в мраморе, хотя скульптор работал в бронзе [бронзовые греческие оригиналы уже в римское время переплавляли на другие изделия, чаще всего, оружие].

Уже в античности Поликлет прославился как создатель канона. «Каноном» назвался не сохранившийся трактат Поликлета об эстетике. В нем он предложил идеальные пропорции мужского молодого тела. Соотношения находятся в цифровом соотношении, подчиненное гармонии чисел. Поликлет уделял большой внимание пифагорейской теории золотого сечения– вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей.

Воплощение канона в скульптуре – Дорифор («копьеносец»). В основе композиции здесь лежит перекрестный ритм движения тела: правая сторона (опорная нога и опущенная рука) напряжена, но статична, левая сторона (рука с копьем и отставленная назад нога) в движении, но расслаблена. Его поза значительно отличается от архаических и раннеклассических куросов, чья поза полностью застылая и фронтальная. Поликлет - первый, кто дал статуи движение.

«Аполлон Тенейский», ок. 560—550 до н.э, Застылая поза древнего куроса
«Аполлон Тенейский», ок. 560—550 до н.э, Застылая поза древнего куроса

Дорифор - первый пример контрапоста (лат. противоположность) или хиазма (гр. крестообразный) – прием изображения человеческого тела, когда две стороны контрастно противопоставлены друг другу, но при этом находятся в полной гармонии и равновесии.

Это не портрет конкретного атлета, но искусственный образ идеального юношеского тела.

Отныне греческая пластика будет повсеместно использовать хиазм в своем безудержном желании передать движение фигуры. Кроме того, даже мы можем оценить насколько эта поза естественна, наше тело часто само по себе следует принципам хиазма (точнее сказать, хиазм исходит из естественного положения расслабленного стоящего тела).

Дорифор – не единственное творение Поликлета. Статуи Диадумена («юноша, повязывающий повязку») и Дискофор («атлет, несущий диск») также исполнены в принципах хиазма.

Дискофор
Дискофор

Есть момент, который может нас смутить, когда мы смотрим на римский мраморные копии. Какие же гармония и равновесие, если нам так хорошо видна подпорка, на которую, очевидно, опирается весь вес статуи?

Греки нашли в бронзе не просто другой, отличный от мрамора материал, но и удивительную пластичность. Бронзовую статую можно поставить в те позы, которые просто недоступны камню: отвести руки и ноги как можно дальше от тела, поднять их или нагнуть корпус. Отсюда подпорки, перемычки и другие технические ухищрения, к которым вынуждены были прибегать римские скульпторы, копируя греческие бронзовые статуи в камне. В бронзовых копиях этих ухищрений нет.