«Я никогда не выучу [вставь нелюбимый предмет]», - так говорят многие, когда в очередной раз не могут вспомнить фразу или формулу, которую повторяли минуту назад. Чтобы облегчить для тебя следующий раз, разобрались, что психология знает о том, как люди учатся и как это использовать.
Не читали начало? Тогда переходите к Части 1. В ней мы говорили о способах изучения информации на школьном примере.
Как учиться запоминать?
Общие рекомендации
- Понимай. Чтобы запомнить что-то, нужно понимать, а не зубрить. Поэтому старайся понять, что значит то или иное определение, какие примеры в реальной жизни у него есть, с какими другими определениями и как оно связано.
- Спи. Это одно из самых важных условий обучения, утверждает на основе исследований профессор Оклендского университета Барбара Оакли. Обучение происходит во сне, когда в мозге создаются новый связи. Поэтому повторение всю ночь без сна будет бесполезным.
- Повторяй интервально. Возвращайся к материалу несколько раз спустя промежутки времени: прочитай конспект урока после школы → спустя день → неделю → месяц.
Когда изучаешь теорию
- Веди конспекты своими словами. Не пытайся записать слова учителя слово в слово, не вдумываясь. Попробуй на ходу понимать, что она или он имеет в виду и записывать/зарисовывать так, как понял(а).
- Задавай вопросы. Перед тем, как начать читать/смотреть теорию, сформулируй вопросы, которые есть по теме. Если сразу в голову ничего не приходит, вспомни, где уже встречал(а) упоминания темы или предположи, что может значить эта тема, с чем она связана? Затем ищи ответы в материалах. Если в конце главы есть вопросы, попробуй ответить на них до изучения.
- После изучения напиши своими словами краткую выжимку. Какие основные факты, даты и мысли были в материале? Попробуй зарисовать это.
- Пробуй разные форматы материала. Чтобы понять новый концепт, полезно встретить его несколько раз в разных форматах. Прочитав раздел учебника, не можешь запомнить, как устроена Солнечная система? Посмотри видео-введение от National Geographic И это не помогло? Тогда поизучай самостоятельно — покрути интерактивную инфографику.
- Ищи примеры из своего опыта или опыта людей. Не понимаешь отличия деспотизма от диктатуры? Изучи, как был устроен Вавилон или правление Пиночета в Чили. Не можешь запомнить, что такое Синекдоха? Посмотри в одиннадцатой главе «Мёртвых душ». Это поможет соединить новую информацию c уже известной и так объяснить себе его. Не забудь уточнить у учителя, правильный ли это пример.
Когда пытаешься запомнить
- Объясни младшекласснику. Попробуй объяснить тему, которую плохо понимаешь, письменно, устно или зарисовав, будто объясняешь человеку, который совсем ничего не знает. В процессе найдёшь белые пятна у себя или поймёшь.
- Ты в порядке, дыши. Если начинаешь волноваться, сердце колотится и не можешь сосредоточиться, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Это поможет снизить тревогу, которая помешает сфокусироваться и воспринять информацию.
- Не пытайся запомнить отдельные факты и даты. Строй связи между ними и с тем, что уже знаешь, ищи сходства и различия: как далеко дата первой революции в Российской империи от даты отмены крепостного права? Как они связаны?
- Ошибайся, обдумывай и снова пробуй. Это страшно и больно, но именно ошибки — один из лучших способов научиться. Это важная часть конструктивизма. Чтобы научиться, нужно попробовать, получить обратную связь на результат, обдумать ошибки, сделать выводы о том, как надо и не надо делать и попробовать снова. Вспомни, ведь именно так мы узнали, что огонь горячий.