Как же хороши подобные заявления для раскрутки! Подумайте сами – это какое же количество любителей гитарной музыки сейчас просто встают на дыбы и начинают обсуждать «амбициозных и так не научившихся петь британских выскочек». Но эпатаж – великая вещь в шоу-бизнесе, и кому, как ни дуэту Pet Shop Boys напоминать лишний раз об этом. Тем более, когда у них только что вышел новый альбом Hotspot – 14-ый по счёту.
Вот его трек-лист:
1. Will-o-the-Wisp
2. You Are the One
3. Happy People
4. Dreamland (featuring Years & Years)
5. Hoping for a Miracle
6. I Don't Wanna
7. Monkey Business
8. Only the Dark
9. Burning the Heather
10. Wedding in Berlin
По этому поводу участники мини-коллектива дали интервью английскому изданию The Guardian. Вот несколько их высказываний: и по поводу нового альбома, и, что называется, вообще…
Напомню вам, что новый альбом Pet Shop Boys - третий в трилогии, состоящей ещё из Electric и Super. Все три - сотрудничество с продюсером Стюартом Прайсом (Stuart Price), и все они - возвращение дуэта к «электронному пуризму», то есть к чистоте жанра после того как – по выражению Нила Теннанта (Neil Tennant), - они «притворялись рок-группой».
«Это была твоя главная идея - быть старомодными», - говорит Теннант, кивая в сторону своего товарища по дуэту Криса Лоу (Chris Lowe). - «Он изложил идею нашему менеджеру, она была в ужасе. Он её просто этим перепугал».
Элемент старомодности действительно присутствует на альбоме: пример тому первая песня с диска Will-o-the-Wisp, полностью вписывающаяся в звучание 80-х.
Про альбом мы ещё поговорим. Но, помимо него, Pet Shop Boys в последнее время отнюдь не сидели на месте: они написали партитуру для старого (1925) немого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и создали балет по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Самое невероятное» (“The Most Incredible Thing”) (2011).
Это дела недавние, а я вам хочу напомнить, что PSB - группа со стажем. Они начали свою карьеру в 1984 году, работая с продюсером Бобби Орландо (Bobby Orlando), и превращая танцевальную музыку гей-клубов той эпохи в очень британскую и умную поп-музыку. С того времени многое изменилось. С одной стороны, Pet Shop Boys оказались невероятно успешными артистами – они продали около 100 миллионов звуконосителей, – и это супер-результат, - с другой, они остаются уникальной «действующей моделью», продолжая активную творческую деятельность. И это когда подавляющее большинство звёзд 80-х уже давно оказалось «на свалке истории» (по выражению того же Теннанта, работавшего когда-то журналистом в музыкальном издании Smash Hits). Можно сказать, что Pet Shop Boys стали своего рода national institution. А постоянные коллаборации с молодыми звездам лишь подтверждают факт их вечной молодости – так, на альбоме Hotspot засветился Олли Александер (Olly Alexander) из Years & Years.
Вот что говорит по этому поводу Теннант: «Олли принадлежит к другому поколению артистов, он поет в другом стиле, больше в R&B, в то время как Крис всегда говорит, что я пою, как Джули Эндрюс (Julie Andrews)». Ну, это уже шутливые пикировки между коллегами!
Когда-то их первый тур по США имел огромный успех, но принёс полмиллиона фунтов убытков. Теперь они гарантировнно собирают стадионы и выступают на самых больших фестивалях – и слухи о юбилейном Гластонберри 2020, где они должны быть одними из хэдлайнеров, продолжают циркулировать. Но артисты отказываются это комментировать – таковы обязательства перед устроителями. На прошлом Glasto они попали в тренд, выйдя неожиданно на выступлении The Killers и исполнив политически заряженную песню Give Stupidity A Chance (мы с вами про неё уже раньше говорили).
Удивительно, но в 2020 году они живут примерно так же, как жили в 1984-ом – Крис и Нил обычные жители Берлина, у них есть квартира в городе, где кухня превращена в студию звукозаписи. На этой кухне и «варится» музыка, вдохновленная ночной берлинской жизнью: часто посещая техно-мекку Berghain, они улавливают современные тренды и привносят их в свои произведения. При этом, по их же словам, «в клубе держатся скромно, как и положено мужчинам в возрасте 60 лет».
Тенант продолжает, рассказывая про их быт: «Мы любим воскресные ранние ланчи, где-то около 12 часов. Потом идем в бар Panorama и выпиваем по бокалу просекко. В баре люди, отгулявшие всю ночь – видно, как они возбуждены, - смешиваются с новой толпой. Это создаёт неповторимую атмосферу. Нам нравится проходить этот путь: от дневного света до главного танцпола клуба, который погружен в темноту. Есть в этом – и вдобавок представьте ещё мощные звуки барабанов, - какое-то захватывающее отчуждение».
Теннант продолжает: «При этом Берлин для нас очень романтичное место. Многие люди в Англии даже сейчас думают о Берлине, вспоминая только печально знаменитую стену. Но в нем 80 озер, и вы можете ощущать себя как будто вы целиком в сельской местности: очень красиво, особенно летом. Слово Берлин для нас звучит тепло и романтично». Думаю, что в результате этих конкретных наблюдений появилась завершающая песня с альбома – Wedding In Berlin.
Теннант большой любитель эпатироваать журналистов и публику. Это именно ему принадлежит провокационное высказывание: «Я думаю, что акустическая гитара должна быть запрещена - на самом деле». Очень даже неплохо придумано, учитывая тот факт, что многие песни дуэта сочинены как раз на акустике!
Лоу, вопреки его публичному образу – а это каменное лицо и хмурый взгляд из-под шляпы, - смешно пародирует голос своего партнера. И оба при этом начинают веселиться как школьники.
Но элемент таинственности и дистанции с окружающими остается неизменным: их личная жизнь оставалась закрытой на протяжении долгого времени, хотя слухи об их гомосексуальности ходили с самого начала существования дуэта.
Нил совершил coming out в 1994 году в интервью гей журналу. При этом он всячески подчёркивал, что его тексты не являются какими-то специальными: «Песни написаны с использованием гендерно-нейтрального языка, так что они могут относиться к любому полу».
Лично я никогда не интересовался тонкими деталями их сексуальной жизни, а то, что они «соответствующей ориентации», так это всем было давно понятно. Но, наверное, в их случае – как и с Фредди, - народу было это «до лампочки»: лишь бы музыка нравилась.
Что касается музыки, у Теннанта тоже есть соображения: «Мы всегда ищем элемент эйфории в музыке. Нужно создать такого рода чувство, которое мы испытали, слушая впервые Helter Skelter или She Loves You. Это ощущение ненадолго вернулось с рэйвом в 80-е. Но сейчас социальные медиа фактически определили форму популярной музыки и, к сожалению, это ведет к трагедии из-за самовлюблённости соцсетей. Музыка не имеет того значения, которое она когда-то имела. Сейчас всё, что мы делаем, редактируется до 10 секунд. Интересно, что бы произошло с песней Bohemian Rhapsody, выйди она в 2020 году».
Опять говорит Теннант: «Когда мы начинали, мы создавали свой собственный мир. Когда мы с кем-то сотрудничали, мы тщательно подходили к выбору. Первое сотрудничество было с Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) в 1987 году, когда вышла песня What Have I Done To Deserve This? («Что я сделал, чтобы заслужить это?»). Наш лейбл не хотел, чтобы мы работали с ней, они хотели, чтобы мы работали с Тиной Тернер (Tina Turner) или с кем-то в этом роде. Я помню, как директор EMI сказал: «Я могу достать тебе саму Стрейзанд!» А мы хотели Дасти. И потом, когда мы работали с Лайзой Миннелли (Liza Minelli), это сначала было воспринято в штыки. Но проект сработал в конечном итоге – и только потому, что мы оберегали наш мир».
И этот мир привлекает, судя по проданным дискам и заполненным стадионам, немало поклонников. У Pet Shop Boys есть трибьют-группы по всему миру: так, в октябре 2005 года такая шведская группа West End Girls выпустила хит-сингл с кавер-версией Domino Dancing – песня дошла до третьего места в очень конкурентном местном хит-параде.
И далее текст Теннанта: «Мне всегда нравилось, как британские поп-звезды ненавидели друг друга. Когда я работал в журнале Smash Hits, я помню, как редактор говорил: «Мы должны сделать материал с Полом Веллером (Paul Weller), он уничтожит всех». Вражда всегда подогревала интерес: Duran Duran шли против Spandau Ballet и так далее».
Крис Лоу подключается к разговору: «Я не думаю, что это существует сейчас. У нас есть гастрольная группа, это молодые музыканты, и они очень дружелюбные. Они ощущают себя частью музыкального сообщества, все знают друг друга, играют на записях друг у друга, связаны друг с другом. Это было совсем не так, когда мы начинали».
Говоря о сегодняшних днях, Нил и Крис продолжают: «Создавать музыку – это все ещё волшебство для нас. Ты идёшь на студию и находишь, как сделать то самое волнение в песне. Есть волшебство в том, когда ты осознаёшь, что больше ничего нельзя добавить к песне и она совершенна. Это в высшей степени приятное занятие и от этого трудно отказаться. Главное, чтобы были идеи».
Так пусть идеи у Pet Shop Boys не заканчиваются!