Найти тему

Верите ли вы в бога?

Оглавление

Большинство из нас, если нам зададут подобный вопрос, скорее всего просто ускорит шаг, чтобы отвязаться от задавших этот вопрос бабушек с брошюрками. Но если подойти к этому вопрос философски, то большую часть рядовых обывателей в зависимости от их ответа можно будет отнести к одной из трёх основных групп:

  • Теисты: «Да, я верю в Бога».
  • Атеисты: «Нет, я не верю в Бога».
  • Агностики: «Я считаю, что нельзя быть уверенным ни в существовании, ни в несуществовании Бога».

Конечно, для интеллектуального большинства этих трёх вариантов ответа вполне достаточно, чтобы составить собственную позицию по вопросу о существовании Бога. Да и среди вполне себе мастистых титанов мысли каждая из этих трёх позиций достаточно востребована. Однако подобное разграничение вовсе не охватывает всего спектра возможных религиозно-философских позиций по поставленному вопросу. Посему вкратце обозначим, каким образом разные философы отвечают на вопрос о существовании Бога.

Теизм

Начнём с обозначенных выше трёх мейнстримных позиций, а конкретнее — с теизма, самого распространённого типа мировоззрения в современном мире[1]. В широком смысле теизм — это даже не позиция, в совокупность позиций, объединённых между собой только признанием существования по меньшей мере одного божества. Однако при попытке дать понятию Бога какое-либо определение теисты могут в значительной мере расходится друг с другом. Поэтому и теистов можно разбить на несколько основных категорий:

  • Политеисты. Верят в существование более двух богов. Исторически политеизм является первой формой религиозного сознания, но со временем уступил пальму первенства по числу последователей монотеизму. Тем не менее, политеизм и по сей день находит своих сподвижников среди поклонников всевозможных виккиан, неоязов и прочих поклонников норвежского блэк-метала.
  • В классическом виде политеизм представлял божеств в качестве достаточно антропоморфных существ, сильно приближенных к людям и даже имеющих вполне осязаемое физическое воплощение. От людей политеистических богов отличают лишь бессмертие и другие сверхъестественные абилки. Впрочем, по мере прокачки философских скиллов сторонники политеизма всё даже уходили от примитивного представления богов как чуть более прокаченных людей, значительно сближаясь с пантеизмом (о нём ниже).
  • Битеисты/дитеисты. Верят в существование двух равных по могуществу богов. Чаще всего в подобных религиозных системах один бог олицетворяет собой добро, а другой — зло. Классическими примерами битеизма можно считать зороастризм, манихейство, мандейство, катаризм и некоторые другие (около)гностические культы.
  • Синонимом битеизма можно считать термин «религиозный дуализм», однако они не совсем тождественны друг другу. Элементы дуализма содержатся и в монотеистических религиях, вроде христианства и ислама. Отличие же их от битеизма заключается в том, что для монотеистов противоположный изначальному Богу злой элемент (Сатана, Иблис) является таким же творением Бога, как и всё остальное, а Бог в свою очередь имеет над ним абсолютную власть. Битеисты же исходят из идеи равенства сил и непроизводности друг от друга двух противоположных вселенских начал. По мнению А.Л. Хосроева дуализм монотеистических религий — это «относительный дуализм», а дуализм битеистов — это «изначальный дуализм»[2].
  • Монотеисты. Верят в существование одного Бога. Наиболее распространённым типом монотеизма является авраамизм — религиозная традиция, основанная на учении Танаха (a.k.a. Ветхий Завет). Основные авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Последние две делят первое и второе место по количеству последователей[1].
  • Монотеистические представления о Боге значительно расходятся с политеизмом не только в плане несколько меньшего количества богов, но и в описании природы Бога. И хотя согласия в этом вопросе даже среди самих монотеистов нет (те же срачи по поводу догмата о Святой Троице), в целом все монотеисты сходятся в том, что представляют Бога в качестве персонифицированного Абсолюта, активно принимающего участие в управлении сотворённым им мира.
  • Пантеисты. Верят в существование одного Бога, но расходятся с монотеистами в понимании природы этого самого Бога. Так, по мнению пантеистов «Бог» = «мир». Т.е. пантеисты не представляют Бога в качестве персонифицированного Абсолюта, находящегося за пределами материальной вселенной. Бог пантеистов — это и есть сама вселенная. Часто это убеждение соседствует с панпсихизмом — верой в то, что вся материя во вселенной наделена душой и/или сознанием в той или иной форме.
  • В философии представителями пантеизма были такие хайповые мыслители как Георг ГегельБенедикт СпинозаФридрих ШеллингАльберт Эйнштейн и т.д.
  • Панентеисты. Придерживаются некоего синтеза традиционного монотеизма с пантеизмом. Иначе говоря, панентеистический Бог одновременно является и персонифицированным Абсолютом за пределами материального мира, но в то же самое время распылён в самой вселенной. Credo quia absurdum.
  • Саму концепцию придумал немецкий философ Карл Краузе, но из относительно известных широкому кругу интересующихся панентеизма придерживался батька русского экзистенциализма Фёдор Достоевский Николай Бердяев.
  • Деисты. Верят в персонифицированного Бога, но ограничивают круг его полномочий только сотворением мира. По отношению же ко всему, что происходит во вселенной после процесса её создания, деистический Бог в отличии от монотеистического придерживается принципа невмешательства. Таким образом, деисты признают существование Бога как первопричины возникновения вселенной, но скептически относятся ко всему тому мифологическому флёру, который на фигуру Бога напустили традиционные религии.
  • Среди мыслителей прошлого деистами были Исаак НьютонДэвид ЮмВольтерЖан-Жак Руссо и прочие апологеты «разумной религии».

Стоит также ещё подметить, что эти основные типы религиозного мировоззрения могут дополнятся и миксоваться между собой. Так, например, пантеизм + деизм = пандеизм, а если добавить ещё и панентеизма, то будет панендеизм. Людей, которые реально бы обозначали так свою позицию, вы вряд ли в жизни повстречаете, но будет чем выпендриться перед своим преподом по философии на следующей сессии.

Атеизм

Разобрались с теизмом, перейдём к атеизму. И тут всё тоже не так просто, как может показаться. Например, атеизм также условно подразделяют на сильный и слабый, а последний — ещё и на явный и неявный. Тут терминологической путаницы будет ещё больше.

Смотри, не перепутай

Сильным атеистом считается не тот, кто больше всех жмёт лёжа, а тот, кто твёрдо убеждён в несуществовании любого Бога, независимо от определения этого термина. Сильный атеизм — это именно твёрдая вера в то, что Бога действительно не существует, непринятие самой возможности его гипотетического существования. Сильный атеизм напрямую связан с антитеизмом, который понимают как активное отрицание любых форм теизма.

Явные слабые атеисты не верят в Бога, но не считают его несуществование реальным фактом. Т.е. слабые атеисты признают существование Бога вопросом веры, но при этом сами не верят в него. Неявные слабые атеисты — это те, кто не верят в Бога, но при этом не идентифицируют себя в качестве атеистов. Американский философ Джордж Смит относит к этой категории детей, взрослых, никогда не слышавших о гипотезе Бога, апатеистов и агностиков. Апатеисты — это те люди, которые равнодушны к вопросу о существовании Бога.

Не надо забывать ещё про такую штуку как нетеизм (нонтеизм). Это чуть более широкое понятие, которое кроме всех типов атеизма и агностицизма включает в себя разные религиозные учения, которые отрицают существование Бога или богов. К нетеистическим религиям можно отнести буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и теотанатологию.

Агностицизм

Агностицизм, строго говоря, — это не чисто религиозная позиция. В общефилософском значении агностицизм означает отрицание возможности субъективного познания объективной реальности. Основным представителем философского агностицизма принято считать Иммануила Канта.

-2

Применительно же к религии агностицизм означает отрицание возможности познания в вопросе существования божественной сферы. При этом не исключается сама возможность веры в существование или несуществование Бога, но постулируется условность подобных верований. Поэтому помимо классического агностицизма, которые в равной степени отрицает как веру, так и неверие в Бога, можно выделить такие концепции как агностический теизм и агностический атеизм.

Но кроме агностицизма существует ещё и такая форма мировоззрения как игностицизм (игтеизм). Игностицизм не является формой агностицизма, хотя и созвучен ему в своём основном положении. Игностицизм — это концепция, предполагающая что ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос невозможно дать, поскольку не существует вразумительного определения понятия «Бог». Теисты, атеисты и агностики без конца спорят о существовании Бога, но не могут дать внятный ответ на вопрос: что вы имеет ввиду, когда говорите слово «Бог»?

Авторами терминов «игностицизм» и «игтеизм» являются американские философы Шервин Вайн и Пол Куртц.

Игностицизм синонимичен теологическому нонкогнитивизму, который предполгает, что слово «Бог» и другие религиозные термины не несут в себе никакого когнитивного смысла, а потому и не могут быть использованы для описания каких-либо реальных явлений.

Источник : https://vk.com/ommems