Найти тему
Никита Смагин

Обзор картин в галерее Ильи Глазунова

На минувших выходных посетил галерею Ильи Глазунова, которая расположена вблизи станции метро "Кропоткинская" в Москве. Как представителю творческой профессии, создающему текстовый и видеоконтент в сфере PR, мне жизненно важно регулярно пополнять запас эрудиции и впечатлений в мире искусства, чтобы мои образы и тексты были вдохновляющими и яркими. И это даёт результат! И коллеги на основной работе, и частные заказчики говорят, что мои образы и ассоциации выглядят так, будто выписаны кистью талантливого пейзажиста.

Именно таким и является Илья Глазунов, знаковый для новейшей истории русской живописи художник, запечатлевший и красоту родной природы, и социально-политические метаморфозы в нашей стране, связанные с изменением государственного строя и жизненного уклада. В этом материале я поделюсь впечатлениями о некоторых полотнах из первого зала галереи, а о других залах расскажу в следующих постах. Сразу оговорюсь, что я не претендую на исчерпывающий искусствоведческий анализ. Моя задача — передать вам то щемящее упоение от творчества И. Глазунова, которое я испытал.

Город на реке. Плес. 1951 год.
Город на реке. Плес. 1951 год.

Полотно насыщено густым летним теплом. В разгар жаркого июльского дня на зрителя вместе с этой рекой наплывает ощущение предельной беззаботности. В самоцветности пейзажа проступают даже звуковые образы: певуче-ручьистые рулады птиц, нежный плеск воды, чарующее жужжание насекомых... Переливчатые крыши построек дышат в такт ландшафту. Посмотрите, как играют петлистые тени по зелёному ковру травы! Под облачно-голубой чашей неба так приятно предаваться мечтам!

Волга. 1953 год.
Волга. 1953 год.

Это полотно также живописует речной пейзаж, который вызывает щемящее лирическое чувство любви к родной природе. Под романтической сенью дымчатых облаков их отражения как бы врастают в водную гладь. Вода едва подёрнута парчой волн от идущего судна, а в целом царствует штиль. Как бы в сочетании с этими образами проникновенно выпелась бы меланхолически-журчащая музыка! Это — предложение к организаторам экспозиции добавить интерактивности, приправив живопись звуковыми эффектами!

Тутаев. 1960-ые годы.
Тутаев. 1960-ые годы.

Венчает триаду речных пейзажей полотно, изображающее прибрежный храм, который, наверно, должен быть композиционным центром одноименного населённого пункта. Симметричнокрылое здание обрисовано лучистым светом летнего дня. Здесь идиллический фон реки служит декорацией, а не ключевым элементом композиции, как на предыдущих картинах, но все равно привносит свою нотку в общее восприятие пейзажа. Просадь деревьев в цвету, свежесть спелой травы, бескрайние дали, открывающиеся с возвышения — в таких местах на нас и сходит благодать!

На этом сегодня всё, в следующих постах продолжу делиться впечатлениями от произведений И. Глазунова. А какие ассоциации вызывают эти картины у вас?