Найти тему

Коронавирус в Китае: первые мысли об экономическом воздействии

Оглавление

По данным аналитического агентства S&P.

Коронавирус, который впервые появился в городе Ухань, Китай, может повлиять на экономический рост в Китае и в остальной части Азиатско-Тихоокеанского региона. На данный момент неопределенность в отношении природы вируса настолько высока, что количественные оценки делают его бессмысленным. Тем не менее, может быть полезно продумать, как вирус может повлиять на экономику с учётом более ранних эпизодов пандемий.

Как скажется на потреблении?
Как скажется на потреблении?

Коронавирус в Китае: первые мысли об экономическом воздействии

Влияние прошлых пандемий было различным

Серьезность воздействия коронавируса будет зависеть от уровня атаки (доля заболевшего населения) и уровня смертности (доля смертей). Новые условия часто сравнивают с предыдущими пандемиями, связанными с гриппом, из которых наиболее часто упоминаются испанский грипп 1918-1920 гг., азиатский грипп 1957-1958 гг., гонконгский грипп 1968-1969 гг., тяжелый острый респираторный синдром ( ОРВИ) 2003 г. и птичий грипп 2004-2006 гг.

Показатели заражения и летальных исходов, измеряемые на глобальном уровне, широко варьируются между этими эпизодами, отражая характер состояния и скорость, с которой могут производиться вакцины. Испанский грипп был наиболее тяжелым, но эксперты в целом согласны с тем, что в более поздних эпизодах, вплоть до атипичной пневмонии, частота приступов составила 25-30%, а летальность - менее 0,2%. Для ОРВИ и эпизодов после него, включая птичий грипп, частота заражений была намного ниже, значительно ниже 0,1% и сконцентрирована в определенных регионах. Однако в этих эпизодах показатели летальности были выше, в диапазоне 10-20%. Органы здравоохранения указывают, что может быть слишком рано оценивать эти статистические данные для нового коронавируса.

Эпидемиологическая неопределенность усиливает экономическую неопределенность

Чтобы получить приблизительную оценку того, как пандемии могут повлиять на экономические результаты, давайте посмотрим на оценку Бюджетного управления Конгресса (CBO) в 2006 году на потенциальный удар по экономике США от пандемии птичьего гриппа. CBO разработал два сценария - один легкий и один тяжелый с частотой атак в США, равной 25% и 30%, и летальностью 0,1% и 2,5% соответственно. CBO оценил общий краткосрочный удар по ВВП США в год, когда возникла пандемия, в 1 и 2,3 процентных пункта, соответственно. Документ Ли и Маккиббина в 2003 году показал, что SARS снизил ВВП Гонконга и Китая на 2,6 и 1,1 процентных пункта соответственно. Однако эти оценки были расценены как слишком пессимистичные.

Хотя эти оценки дают ориентиры, эпидемиологическая неопределенность усугубляет экономическую неопределенность. Лучшее, что можно сделать на данный момент - это определить потенциальные каналы, через которые вирус может повлиять на экономику.

Распространённость вируса на карте
Распространённость вируса на карте

Бытовое потребление

Потребители могут избегать общественных мест, чтобы снизить вероятность заражения. Эти эффекты могут быть усугублены ограничениями на поездки. Больше всего пострадают общественное питание, развлечения и туристические услуги. Поскольку эти сегменты обычно рассматриваются как предметы роскоши, а не как предметы первой необходимости, потребители вряд ли смогут компенсировать это, тратя больше в других местах. Это снизит общее потребление.

Капитальные затраты компании

Планы капитальных затрат компаний очень чувствительны к ожиданиям спроса. Поэтому длительный спад потребления может повлиять на инвестиции. Чем шире влияние на потребление, тем тяжелее последствия. Однако компании вряд ли будут реагировать быстро, если не будет подтверждено, что вирус является значительно более сильным, чем недавние эпизоды, когда влияние на спрос было относительно недолгим.

Государственное потребление

Более высокие расходы на реагирование на вспышку, включая медицинский персонал, аварийные службы и вакцины, могут умеренно компенсировать удар по потреблению. Однако, хотя это может быть важно для некоторых отраслей, вряд ли это окажет слишком сильное влияние на широкий уровень экономики.

Торговля

Путешествия и туризм будут в наибольшей степени затронуты, поскольку люди стремятся снизить вероятность заражения. Это может быть усугублено стратегической ролью Ухани в транспортной сети страны.

Перебои с поставками

Ограниченное перемещение людей и, в худшем случае, высокий уровень заражения могут ограничить производство в некоторых отраслях. Это повлияет как на обрабатывающую промышленность, так и на сферы услуг, а также может привести к временным остановкам производства или снижению активности.

Более жесткие финансовые условия могут усилить воздействие

Уклонение от риска на финансовых рынках может усугубить некоторые из этих последствий для спроса, особенно для инвестиций. Более высокие премии за риск по активам, чувствительным к экономическому циклу, могут повысить стоимость капитала для компаний и препятствовать или задержать новые инвестиции. В худшем случае пострадавшие районы могут столкнуться с оттоком капитала, что окажет понижательное давление на цены активов и валюты.

Потенциальное экономическое влияние на Китай

Коронавирус поражает Китай во время лунного Нового года, периода, когда домашние хозяйства, как правило, тратят больше на поездки, развлечения и подарки. Даже если вирус будет побеждён достаточно быстро, начальные этапы высокой неопределенности могут повлиять на расходы. Кроме Ухани, другие крупные населенные пункты, включая крупные города первого уровня, начали сообщать о случаях заболевания. Не существует двух одинаковых вирусных инцидентов, но типичная задержка между инфекцией и симптомами может быть достаточной, чтобы удержать потребителей от выхода на улицу.

Мы можем наблюдать умеренное понижательное давление на розничные продажи, которое было стабильным, но не впечатляющим. Умеренный рост в последние месяцы до 8% (номинальный и по сравнению с прошлым годом) отчасти связан со стабилизацией продаж автомобилей, которая пострадала от продолжительного спада. Это в некоторой степени компенсируется смягчением покупок, связанных с жильем, таких как украшения и мебель. Кажется, это согласуется с широко стабильным рынком труда, особенно в сфере услуг, который в настоящее время является двигателем создания рабочих мест.

Чтобы дать представление о том, насколько серьезными могут быть последствия, рассмотрим, что потребление способствовало увеличению общих темпов роста реального ВВП Китая в 2019 году примерно на 3,5 процентных пункта. Оборотная сторона расчетов предполагает, что если расходы на такие услуги упадут на 10% общий рост ВВП снизится примерно на 1,2 процентных пункта. Это предполагает, что потребители выделяют около 20% своих расходов на дискреционный транспорт и развлечения (на основе обследования домохозяйств).

Влияние на финансовые рынки было в основном ограничено акциями, приглушая влияние на финансовые условия. Краткосрочные ставки финансирования в Китае, включая ставку репо, остаются в пределах последних диапазонов, а ставки однолетних свопов снижаются. Появилась новая новость, обменный курс нескольких снизился, но это также было связано с восстановленным укреплением, которое наблюдалось после подписания торговых сделок между США и Китаем. Предполагаемая волатильность юаня остается стабильной. Инвестиционные компании пытаются определить победителей и проигравших. Скажем, в состоянии ликвидности.

В целом, пока рано думать о пересмотре оценки роста ВВП в 2020 году из-за коронавируса. Прогноз остается на уровне 5,7% после роста на 6,1% в 2019 году.

Степень влияния на Азиатско-Тихоокеанский регион

Конечно, многое будет зависеть от степени распространения вируса за пределами Китая. Учитывая высокую неопределенность в отношении этого канала, следует больше концентрироваться на экономических побочных эффектах из Китая.

Наиболее важные краткосрочные последствия будут ощущаться в сфере путешествий и туризма. Доходы от туризма в регионе могут упасть, так как люди сокращают свои планы поездок в ответ на повышенный риск для здоровья. Страны региона, которые имеют большие туристические сектора и, следовательно, будут оказывать относительно большее влияние, включают Таиланд, Австралию и Вьетнам.

В Таиланде, например, экспорт туризма составляет около 11% ВВП. Туристы из Китая также составляют значительную долю прибывающих в эти страны, особенно в Таиланд и Вьетнам, где более 25% прибывающих из Китая.

Другой вторичный канал - через финансовые рынки.

Волатильность рынка акций в регионе выросла, но рынки валют и облигаций были спокойными. Хотя обменные курсы обесценились по отношению к доллару США, это неудивительно, учитывая тенденцию к совместному движению с юанем. Хотя продолжительная волатильность на фондовых рынках может привести к более широкому уклонению от риска, пока еще мало признаков того, что финансовые условия ужесточились.

Ставьте лайк за статью!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ТРЕЙДЕРА, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ