Найти тему

Заметка 4 / Циолковский и Суперискусство

Оглавление

В Голливуде давно разобрались в том, что такое притягательная история, и научились блестяще её создавать. Классика сравнительной мифологии - книга советского фольклориста Владимира Проппа "Морфология волшебной сказки" и "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла - обязательные настольные книги любого деятеля киноиндустрии в США.  

Успех на этом поприще трудно недооценить - весь мир плачет вместе с Джоном Коффи, когда его приводят на казнь в "Зелёной миле"; сползает на край стула, когда "злой" терминатор Т1000 гонится за Джоном Коннором; умиляется красивой истории любви, победившей смерть, в "Титанике"; проникается сочувствием и глубокой симпатией к Форресту Гампу, человеку с большим и благородным сердцем, страдающим задержкой психического развития, но при этом феноменально одаренным. Подобных примеров можно привести большое множество, и самым важным, что их объединяет, будет то, что они погружают в эмпатию весь мир. Ни много, ни мало. 

Безусловно, в первую очередь, это заслуга умения работать с нарративом. Умение так выстроить повествование, что зритель во время просмотра будто бы проживает свою собственную жизнь внутри этой истории. Такое яркое эмоциональное впечатление он получает. 

Более того, в настоящее время активно развивается нарративная психология, которая утверждает, что свою жизнь мы воспринимаем не по законам логики, а по законам сюжета. С помощью метафоры нарратива нам проще осмыслить жизненные события, свои переживания, почувствовать себя способными влиять на ход своей жизни. 

Правильно выбранный и выстроенный нарратив помогает политикам создавать себе нужный имидж, бизнесу завоевать доверие потребителей через конструирование нужного образа бренда и/или продукта. 

Одним словом, обаятельная история - это мощная сила. 

Вся эта преамбула ведёт меня к следующей мысли: очень радостно за Голливуд (на самом деле, без иронии), но, будучи гражданином своей страны, хотелось бы не меньше радоваться и за отечественные успехи. Тем более, что основ для своих сюжетов предостаточно, только бери - и работай с материалом. Превращай его в историю, над которой будет плакать весь мир. Героям которых будут сочувствовать, сопереживать, над которыми будут хотеть думать и размышлять, в которых найдут своё утешение и своё вдохновение. 

В Голливуде уже давно наступил "голод" по сильным историям. Режиссёры и сценаристы охотятся за сюжетами, как золотоискатели на приисках. Индустрия вращает свои мощные поршни, и среди вала разномастного продукта рождаются такие бриллианты, как "Интерстеллар" или "ВАЛЛ-И".

И вновь весь мир объединяется на эти 2-3 часа просмотра, испытывая катарсис во время финальной сцены встречи Купера с дочерью, или, когда Валли-И и Ева стоят у дерева, выросшего из росточка в ботинке. 

"Интерстеллар"
"Интерстеллар"

Не это ли то самое "важнейшее из искусств"?! Не это ли стоит того, чтобы людям включиться, например, в "гонку кинематографистов" вместо гонок вооружений?! 

Судя по тому, что мы видим на экранах с титром "российское кино", наша страна в это óбразное кино-состязание не вступила и вступать не думает. Но не буду подробно на этом останавливаться, у мастера кинообзоров BadComedian уже всё разобрано по кирпичикам. 

Меня одолевает экзистенциональное недоумение, как такие документальные истории как, например, о Циолковском, всё еще не на больших экранах, с эффектом на весь мир? Как мы, носители своей родной культуры, умудряемся упускать эти ниточки магии и уникальности случая? (адресовано всем нашим киноделам)

Топчемся вокруг чего угодно, но не того, что могло бы постепенно вытащить нас из трясины поверхностности и убогости забвения, в которой мы живём. Народ, забывший своё истинное "я". Нет, не надо снимать браваду про то, как мы были лучше всех, везде победили, всем врагам назло. Снимите глубокое, красивое, искусное кино про судьбу ЧЕЛОВЕКА. И снимите его настолько качественно, чтобы красота показанной истории стёрла межкультурные различия, и весь мир в единстве сопереживания следил за развитием сюжета, как этого добиваются вновь и вновь в том же Голливуде. 

А стоит ли история жизни упомянутого выше Циолковского такого внимания - решите сами, прочитав этот текст до конца. Вашего автора она давно трогает до глубины души. И таких заведомо кинематографичных людских судеб в нашей истории очень много. Голливудские охотники были бы счастливы и заняты работой лет на 50 вперед. Но это должна быть наша и только наша работа, потому что ключи от этой культурной сокровищницы есть только у нас. Чтобы потом не рукоплескать из каждого утюга: "Как исказили нашу историю своей развесистой клюквой! Ничего они не понимают, киноделы западные, лишь бы камень в нас бросить!" Да, не понимают. И не чувствуют так, как мы. А может, иногда и камень хотят бросить. Это неважно. Почему же мы бездействуем?!

Итак, Циолковский.

Что мы вообще о нём знаем, кроме смутных воспоминаний из старых советских учебников, которые ещё зацепили миллениалы, а "зэты" и вовсе, скорее всего, проскочили мимо? Был такой учёный и исследователь, писал про космос, многие его идеи в дальнейшем получили развитие. Всё. И это в лучшем случае.

А между тем, Константин Циолковский - это, в своём роде, Леонардо да Винчи 2.0. Только русская версия. 

Про Леонардо, по воспоминаниям современников, мы знаем, что он был красивым, физически сильным, коммуникабельным и жизнерадостным человеком; с королевской осанкой, изысканностью манер, любил красиво одеваться и знал толк в хорошем вине; получил признание своей гениальности ещё при жизни и умер "другом и отцом" французского короля. Будучи сыном потомственного нотариуса и крестьянки, родившимся в местечке Винчи (так его и прозвали, поскольку в те времена у художников не было фамилий), с пяти лет Леонардо жил во Флоренции с отцом и мачехой. А в возрасте 7-10 лет Леонардо отдали учиться к знаменитому художнику Верроккио (который, по слухам, бросил живопись, когда увидел, что его ученик писал намного лучше, чем он сам). Уже в возрасте 18-20 лет Леонардо был востребован как художник, его приглашали ко двору знатные люди, поручали заказы. 
Писатель, инженер, философ, художник, изобретатель, Леонардо был в авангарде ренессансных идей и, по иронии, не предполагал, что его имя войдет в историю благодаря живописи. Главная его страсть заключалась в изобретательстве.

История "русского Леонардо" Константина Циолковского начинается в селе Ижевском под Рязанью 17 сентября 1857 года. Родители Константина - мелкопоместные дворяне скромного достатка. Отец Эдуард служил лесничим, мать Мария Юмашева была образованной женщиной, знала математику и другие науки. С детства маленький Костя рос смышленым, любознательным ребёнком, любил мастерить из бумаги и картона, читать книги. В последствии Циолковский напишет: "Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери".

В возрасте 9 лет у юного Кости случилось несчастье - катаясь на санках, он простудился и заболел скарлатиной. Болезнь дала осложнения и Костя почти полностью оглох. Наступило "самое грустное, самое тёмное время жизни", как писал Циолковский. Глухота лишила мальчика многих детских забав, сильно мешала учёбе: "Учителей почти полностью не слышал или слышал одни неясные звуки". Это делало его всё более и более изолированным, замкнутым ребёнком. Самыми верными друзьями юного Циолковского оставались книги.

Спустя 3 года случается еще одно несчастье - умирает старший брат Константина Дмитрий, учившийся в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Это известие потрясло всю семью Циолковских, но особенно мать, Марию Ивановну, которую Константин горячо любил. Спустя один год после смерти Дмитрия она уходит из жизни, и горе окончательно задавливает осиротевшего мальчика. И без того тяжело дававшаяся учёба идёт всё хуже и хуже, во втором классе его оставляют на второй год, а с третьего и вовсе отчисляют из гимназии. После этого юный Константин больше никогда и нигде не учился. Всё своё дальнейшее образование он получал самостоятельно.

Первое время Константин пользовался небольшой библиотекой отца, в которой было много книг по естественным наукам и математике. Он приобщился к техническому и научному творчеству, самостоятельно изготовил домашний токарный станок, самодвижущиеся локомотивы, астролябию, проводил опыты с бумажной моделью аэростата, наполненной водородом. Правда, опыт прошел неудачно, но Константин не отчаивался и продолжал думать над проектом машины с крыльями.

Потом последовала поездка в Москву и попытка поступить в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), которая не увенчалась успехом по неизвестным причинам. Решив продолжать образование самостоятельно, Циолковский ежедневно с самого утра стал посещать Чертковскую публичную библиотеку - единственную бесплатную библиотеку в Москве того времени. Там он трудился по строгому распорядку: в утреннее время занимался точными и естественными науками, а после обеда переключался на беллетристику и художественную литературу. Жизнь в Москве была достаточно дорогой, отец присылал Константину по 10-15 рублей в месяц, которых катастрофически не хватало: "Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек". В целях экономии Константин передвигался по Москве только пешком, а на сэкономленные деньги покупал книги, технические приборы и химические вещества для опытов.

За три года самообразования в Москве Константин Циолковский полностью освоил программу гимназии и часть университетской. Им были изучены физика, дифференциальное и интегральное исчисление, высшая алгебра, аналитическая и сферическая геометрия, астрономия, механика, химия. Но отец больше не смог оплачивать проживание сына в Москве, и Константин был вынужден вернуться в отчий дом в Вятке. Надо ли говорить, что вернулся он ослабшим и изможденным, к тому же, из-за напряженной работы начало ухудшаться зрение, с тех пор Циолковский стал носить очки.

С полученными знаниями Константин без проблем смог начать самостоятельную работу, параллельно продолжая самообразование. Он проявил себя талантливым педагогом, преподавая частные уроки по физике и математике. На занятиях с ним всегда было интересно, он применял собственные оригинальные методы в преподавании, проводил многочисленные опыты с учениками, делал бумажные модели и т.д. При переезде обратно в Рязань, Константину как самоучке понадобилось документально подтверждать свою квалификацию для работы учителем. Для этого требовалось сдать экстерном "полный" экзамен, куда входили такие предметы, как: математика, грамматика, катехизис, богослужение и прочие обязательные дисциплины. Никогда целенаправленно не занимаясь некоторыми из этих предметов, Циолковский смог в короткое время подготовиться и успешно сдать экзамен. Это стало поворотным моментом, поскольку в 1880 году Циолковский покидает Рязань и направляется в Боровское уездное училище Калужской области на должность учителя арифметики и геометрии, получив направление от Министерства просвещения. Именно там он создаёт свою семью, пишет свои первые научные труды и начинает контактировать с российским научным сообществом.

-3

Контакты эти были далеко не всегда успешными - сказывалась глухота и изолированность Циолковского от научного сообщества. Написав свою первую подлинно научную работу по основам кинетической теории газов, Циолковский получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов открыта... 25 лет назад! Это известие стало ударом для него как для учёного, но он продолжил исследования. Затем последовали другие работы, статьи, вычисления, мысленные эксперименты. Больше всего Константина Циолковского занимали вопросы воздухоплавания. Циолковский разработал аэростат собственной конструкции с тонкой металлической оболочкой, предвосхитивший конструкции будущих самолётов, построил специальный туннель для измерения аэродинамических показателей летательных аппаратов, создал более 100 экспериментальных моделей за собственные средства, не получая от научных обществ ни копейки.

-4

Циолковским были написаны свыше 400 научных работ, он доказал, что аппарат, способный совершить полёт в космос - это ракета; обосновал использование "ракетных поездов" - многоступенчатых ракет; проанализировал следствия малой силы тяжести, отсутствия атмосферы и других особенностей Луны; сформулировал принцип о единственно возможном методе передвижения в безвоздушном пространстве - реактивном движении; указывал на необходимость создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций; говорил о том, что жизнь на планете Земля достигнет такого могущества, что станет возможным преодолеть силы тяготения и вырваться за пределы Солнечной системы, осваивая иные миры; писал научно-фантастические повести и многое многое другое.

Русский космизм

Константин Циолковский является ярчайшим представителем русского космизма, социо-культурного феномена, оригинального плода русской философской мысли. Русский космизм характеризуется поиском места человека в Космосе, размышлениями о взаимосвязи космических и земных процессов, о всеединстве во Вселенной; включает в себя элементы науки, философии, искусства, гуманитарной мысли. Современные исследователи видят актуальность идей космизма в преодолении вызовов современности, таких как: объединение человечества перед лицом экологического кризиса, поиск общих культурно-нравственных ориентиров, преодоления кризисных явлений в культуре.

-5

Научное сообщество долгие годы не признавало новаторства и революционности идей Циолковского, а соседи и сослуживцы вовсе считали его "чудаком". Циолковский держался обособленно, был малообщителен, не был замечен в застольях и гуляньях, не давал платных дополнительных уроков, на всякое явление имел собственное мнение и всем этим буквально раздражал городскую общественность. На него дважды писали доносы директору народных училищ Калужской губернии, и оба раза были решены в пользу Циолковского. Местные жители над ним посмеивались и сторонились, называли "сумасшедшим изобретателем".

Модель аэростата Циолковского
Модель аэростата Циолковского

Благодаря ходатайствам тех немногих, кто видел в Циолковском выдающегося учёного, в 1892 году происходит перевод Циолковского в Калугу, где он прожил до конца своей жизни. Первые 20 лет жизни в Калуге были нелёгкими, рок снова был безжалостен к учёному-самоучке и его семье, но с приходом к власти большевиков ситуация частично изменилась. Государство наконец замечает труды Циолковского и начинает оказывать учёному материальную поддержку. В 1921 году Циолковскому была дарована пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.

В Калуге Циолковский знакомится с учёными Александром Чижевским и Яковом Перельманом, которые становятся его друзьями, популяризаторами его идей, а позднее и биографами. Там же в Калуге были написаны основные философские труды Константина Циолковского, сформулирована философия монизма, написаны статьи о видении им идеального общества будущего.

В Калуге же Циолковским пришлось пережить трагическую смерть своих детей: из семи человек, пятеро умерли ещё при жизни Циолковского.

На 75-летие учёного Правительство наградило его орденом Трудового Красного Знамени за "особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР". Принимая орден, Циолковский сказал: "Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла".

До конца своей жизни учёный занимался исследованиями, вёл общественную работу, выступал перед молодёжью, занимался популяризацией науки. 19 сентября 1935 года Константина Эдуардовича Циолковского не стало. Похоронили его в ставшей ему родной Калуге, на центральной площадке парка, ныне названного в его честь.

-7

Всем, кто дочитал до этого момента - мой почёт и уважение. Как уже было сказано выше - судите сами, считать ли такие истории заслуживающими внимания. На мой взгляд, это пробирает так, что потом долго ходишь, словно оглушенный ударом. Тебя бросает из жара в холод, не укладывается в голове, щемит сердце, хочется в музей, хочется прочесть повесть "На Луне", посмотреть документальный фильм - и всё это одновременно. А самое главное, терзает досадное осознание - почему я раньше знал чуть больше, чем одна только фамилия...

Наверное потому, что нам больше нравится сопереживать героям комиксов Мэрвэл, в упор не замечая свою вселенную, которую и выдумывать не надо. Но для разнообразия и, не побоюсь этого слова, обогащения духовного опыта хотелось бы погружаться не только в комиксные перипетии, но и в свои родные "тру стори", попутно испытывая гордость за отечественный кинематограф. Почему эта мысль настолько не востребована, ваш автор искренне не понимает. В нашей стране есть всё, что нужно для создания хорошего кино - и ресурсы, и финансирование, и даже умельцев можно соскрести со всех просторов. Нет, видимо, главного - желания. Поэтому идём дальше следить за новинками западного рынка, утирать слёзы по Форресту Гампу, дожидаться редких годных картин современного российского кино, которым, при всём уважении, ещё далеко до слов "мировое искусство".

А где-то в далёких пространствах, в ином измерении, в идеальном мире случился бы фильм о Циолковском и объединил бы людей на 2-3 часа просмотра перед экранами. Вот это была бы победа, вот это бы было Суперискусство...

Ваш,

Неисправимый Созерцатель