Я думаю, все понимают, что в период холодной войны советская и американская стороны развивали свои вооруженные силы имея в виду возможное столкновение НАТО и СССР. Конечно, это касалось и авиации.
Дальнебомбардировочная авиация СССР в 1944 году претерпела странные организационные преобразования, фактически отменившие само понятие - дальнебомбардировочная. Но уже 3 апреля 1946 года Совет министров СССР принимает секретное постановление, которым она воссоздавалась, только под другим названием – Дальняя авиация Вооруженных сил СССР. В 1951-м году два ОКБ – Мясищева и Туполева приступили к разработке стратегических самолётов межконтинентальной дальности.
Не могли об этом не знать и американцы. Раньше они не особо заботились о ПВО континентальной части своей страны.
Была начата разработка и ЗРК и, воздушного радарного пикета – самолёта наземного базирования с мощным радиолокатором. Инициатива была опять проявлена флотом, а не армией. ВМС предполагали, что им удастся использовать такой самолёт для патрулирования в интересах авианосных сил, но не с палуб, а с множества базовых аэродромов на островах и побережьях по всему миру. Первым образцом такого самолёта стал PO-1W, созданный в 1949 году на базе пассажирского лайнера Lockheed L-749 Constellation (Созвездие). На нём решили установить две РЛС. Одну сверху, другую снизу фюзеляжа для того, чтобы не получались «мёртвые зоны».
Cамолёт радиолокационного дозора PO-1W.
Однако военным этот самолёт не понравился – внутри оказалось мало места, экипаж и аппаратура были плохо экранированы от электромагнитного излучения, аппаратура признана несовершенной и ненадёжной.
Компания Локхид предприняла вторую разработку на базе собственного пассажирского самолёта Lockheed L-1049 Super Constellation (Супер Созвездие) большей размерности. Это по-прежнему был самолёт с поршневыми двигателями воздушного охлаждения – двойная звезда 18 цилиндров, мощностью 2500л.с. Максимальная скорость была около 430 км/ч, а крейсерская 350. Практический потолок всего 5500 м. Перегоночная дальность достигала 6500км. На более поздних модификациях мощность двигателей Дуплекс-циклон Wright R-3350 увеличили до 3200 на модификации EC-121D до 3400л.мс. Скорости возросли до 470 и 370км/ч соответственно.
На этот раз всё удалось.
Самолёт PO-2W стал первым серийным самолётом ДРЛО.
Самолёт радиолокационного дозора PO-2W.
Большие внутренние объёмы наконец-то сняли ограничения на количество аппаратуры и членов экипажа, которые были до этого. На нём стояли сразу две радиолокационные станции, имевшие отличные характеристики. Установленная сверху фюзеляжа РЛС APS-20Е с пиковой мощностью до 2 МВт, сканировала не только верхнюю полусферу. Она могла обнаруживать крупные надводные цели на дальности до 300 км. Бомбардировщик В-29 летящий на высоте 7000 метров обнаруживался ей на дальности 150 км, а истребитель F-86 - 115 км. Установленная снизу станция APS-45 видела на дальности до 200км.
Самолёт PO-2W (c 1962 года EC-121C)
В экипаже могло быть 18-26 человек. В него, наконец, были введены офицеры боевого управления и даже техники по аппаратуре. Наличие техников и небольшого запаса запчастей позволяло устранять некоторые неисправности прямо в полёте. Появились возможности дать минимальный комфорт экипажу: на борту были и туалет, и кухня с холодильником и продуктами, и места отдыха. Патрулирование длилось до 12-и часов и комфорт был важен. Правда об эргономике и дизайне конструкторы ещё не заботились. Вот его интерьер
Интерьер самолёта PO-2W
В серию самолёт пошёл в 1954 году и на Корейскую войну не успел. Есть неподтверждённые данные, что уже после неё в 1965 году северокорейский МиГ-21 сбил ЕС-121 WARNING STAR (Предупреждающая звезда) - такое обозначение ему присвоили в 1965 году. А вот Вьетнамскую войну он отработал по полной.
Во Вьетнамской войне им совершено около 14000 боевых вылетов, он налетал в зоне боевых действий почти 100 000 часов. В этой войне и американская авиация, и советская ПВО отрабатывали новую тактику ведения воздушной войны. Многие методы и приёмы, появившиеся тогда, действительны и сейчас. Самым масштабным из этих методов является построение самого налёта. Мало кто из неспециалистов представляет, что если в новостях сказано - в налёте участвовали 100 самолётов, то это не означает, что все они сбрасывали бомбы и применяли ракеты. Только 10-20% самолётов наносили удар, остальные выполняли функции разведки и доразведки, постановщиков помех, входили в группы – демонстрационная, отвлекающая, подавления ЗРК, борьбы с истребителями. Подробнее я расскажу об этом в материале про израильскую операцию Медведка-19. Так вот для того, чтобы координировать действия всех самолётов в ходе такого налёта, и применялись самолёты ДРЛОиУ подобные EC-121. С этой функцией он справлялся успешно.
Оставаясь в зоне, недоступной для вьетнамских истребителей и тем более ЗРК, он осуществлял управление всей авиацией в налёте. Для этого его экипаж увеличивался до 26 человек - Особое внимание уделялось контролю за пусками зенитных ракет. Пилоты вошедших в зоны поражения ЗРК самолётов были уверены, что вовремя получат предупреждение о необходимости предпринимать маневры уклонения от ракет.
Самолёт претерпел множество модернизаций. Совершенствовалась и добавлялась аппаратура, расширялись возможности. Была на нём проверена и конструкция вращающейся антенны, но переделана была только одна машина.
Экспериментальный самолёт WV-2E с вращающейся антенной под обтекателем.
Революционное событие для этого класса самолётов произошло в 1966 году – наконец-то установили аппаратуру автоматизированной телекодовой связи с базой или авианосцем. Информация стала передаваться не голосом на планшет, а непосредственно на аппаратуру, индикаторы.
И конечно совершенствовались и условия работы большого экипажа. Сравните интерьеры PO-2W и более поздних EС-121С
Рабочие места операторов самолёта ЕС-121.
Со временем некоторые самолёты были переоборудованы в самолёты радиотехнической разведки и использовались для ведения таковой вдоль границ стран Варшавского договора.
На этом заканчивается данная главка, но не заканчивается рассказ об этом классе самолётов.