Найти тему
96,2K подписчиков

Художник Федор Васильевич Савостьянов

3K прочитали
Почему пылающие разнотравьем луга и тихие речные заводи встречаются на картинах художника-фронтовика Фёдора Васильевича Савостьянова куда чаще, чем сцены баталий?

Ведь пыльными дорогами Великой Отечественной он прошагал от первого до последнего дня, воевал под Сталинградом, брал Будапешт. Однако военная тематика зазвучала в работах ленинградского живописца только с начала 70-х годов, и каждая, посвящённая событиям тех лет — живое воспоминание о пережитом.

Савостьянов Ф.В., «На передовой», 1970-е годы, холст, масло, Волгодонский художественный музей
Савостьянов Ф.В., «На передовой», 1970-е годы, холст, масло, Волгодонский художественный музей
Савостьянов Ф.В., «Разведчики», 2000, холст, масло, Вологодский музей-заповедник
Савостьянов Ф.В., «Разведчики», 2000, холст, масло, Вологодский музей-заповедник

Предельно осторожно, словно боясь растревожить старые раны, мастер пишет свои очень личные, полные внутреннего драматизма, «рассказы». Вне их изобразительного пространства остаются самые страшные кровавые эпизоды громких сражений, очевидцем и участником которых стал семнадцатилетний студент Одесского художественного училища. На главенствующее место в своих произведениях Савостьянов ставит человеческие чувства, переживания; те будни с их маленькими радостями и большими утратами, из которых складывается жизнь человека вне мира.

Савостьянов Ф.В., «Солдаты»,  1957, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Савостьянов Ф.В., «Солдаты», 1957, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Наряду с высоко эмоциональными драматичными «Подсолнухами», «Освобождением», «Душой солдата» в творческом наследии художника есть реже упоминаемые, но не менее реалистичные полотна. Такие, как, например, «Объяснение», увидевшее свет также в 70-е гг.. Подобно фотографиям из чужого альбома картина притягивает скрытой в ней историей, порождая нетерпеливые вопросы: кто эти двое? о чём они разговаривают? как сложатся их судьбы дальше?

О себе ли вспоминает Фёдор Савостьянов или о своих товарищах, спустя десятилетия уже и неважно. Такие мимолётные встречи случались время от времени на фронтовых перепутьях, но, сколько бы они ни длились, для тех, кто стоял лицом к лицу, жадно вглядываясь в любимые черты, эти минуты обращались в главный побудительный мотив: стремление дожить до победы.

Мужчина и женщина посреди войны. На полотне нет ни чёрных клубов от горящих танков, ни обугленных воронок от снарядов. Но серое стального оттенка небо тяжело дымится рваными низкими тучами, а порхающие в воздухе желтоватые листья напоминают то ли стаи перелётных птиц, то ли идущие на задание истребители. Ветхий покосившийся забор да стена пробитого временем сарая скрывают мир, из которого вырвались ненадолго эти двое. В укромном уголке не цветёт сирень, и не прячется скамья для романтических свиданий. Стоя так, они могут только смотреть и запоминать, потому что времени ни на что иное — увы — им не отпущено.

Савостьянов Ф.В., «Сестра»,  2011, холст, масло, Государственный Русский музей
Савостьянов Ф.В., «Сестра», 2011, холст, масло, Государственный Русский музей
Савостьянов Ф.В., «Прорыв блокады Ленинграда», (фрагмент диорамы, соавторы Ф.В. Савостьянов, Б.В. Котик, Н.М. Кутузов, К.Г. Молтенинов, В.И. Селезнев, Ю.А. Гариков, Л.В. Кабачек)
Савостьянов Ф.В., «Прорыв блокады Ленинграда», (фрагмент диорамы, соавторы Ф.В. Савостьянов, Б.В. Котик, Н.М. Кутузов, К.Г. Молтенинов, В.И. Селезнев, Ю.А. Гариков, Л.В. Кабачек)

Строги и грустны выражения лиц, по-военному сдержаны движения. Но в этой сдержанности, в аскетизме эмоций таится энергетика сильнейших переживаний. Едва уловимый поворот навстречу подсказывает, как трудно героям удержаться от стремления заключить любимого человека в объятия, как невыносимо больно расставаться. Девушка обеими руками придерживает полы шинели, бережно обнимающей её плечи. Ещё минута, и пальто вернётся к своему хозяину, чтобы долго потом хранить в жёстких складках сукна нежные мгновения свидания.

Центром притяжения композиции становится женская фигура: именно её видит зритель, именно на ней сосредоточено всё внимание лейтенанта. Её задумчивый чуть печальный взгляд обращён вдаль, где неясны пока очертания рока. Говорит ли он: до скорого? Или прощается навсегда?

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!