Хочется говорить о прекрасном!
Уже много лет я работаю преподавателем литературы, но до сих пор проведение уроков, связанных с изучением поэтических произведений, вызывает у меня затруднения. Ну не могу я следовать методичкам, разбирать стихотворение "по косточкам", искать несуществующее. Да, конечно, студенту нужно иметь представление о выразительных средствах, но он должен понимать, где ему это пригодится потом. Если подобные знания помогают человеку понять произведение, это хорошо.
Но чаще стихотворение представляется мне такой капелькой, которая одним читателям может запасть в душу, раствориться и остаться навсегда. И ничего обсуждать и комментировать не захочется. А по другим лишь скользнёт волшебным мгновением и высохнет, и забудется.
Такие волшебные поэтические "капельки" я нахожу у многих поэтов. И чаще всего они не входят в программу. А жаль!
Своим студентам я обязательно рассказываю стихотворения Е.Евтушенко. Его произведения на все времена. Посмотрите, как актуально звучит сейчас стихотворение "Застенчивые парни".
Есть новый вид «застенчивых» парней:
стесняются быть чуточку умней,
стесняются быть нежными в любви.
Что нежничать? Легли, так уж легли.
Стесняются друзьям помочь в беде,
стесняются обнять родную мать.
Стараются, чтоб их никто, нигде
не смог на человечности поймать.
Стесняются заметить чью-то ложь,
как на рубашке у эпохи — вошь,
а если начинают сами лгать,
то от смущенья, надо полагать.
Стесняются быть крошечным холмом,
не то чтобы вершиной: «Век не тот...»
Стесняются не быть тупым хамлом,
не рассказать пошлейший анекдот.
Стесняются, чья совесть нечиста,
не быть Иудой, не продать Христа,
стесняются быть сами на кресте —
неловко как-то там, на высоте.
Стесняются карманы не набить,
стесняются мерзавцами не быть,
и с каждым днём становится страшней
среди таких «застенчивых» парней.
А стихотворение "Уходят матери" у многих ребят вызывает слёзы, у меня и самой голос прерывается, когда я его читаю. А после тишина стоит в кабинете. Кто знает, какие бури кипят в сердцах ребят в этот момент? И довольно глупо потом звучит фраза: "Давайте обсудим" Что тут обсуждать?
Уходят наши матери от нас,
уходят потихонечку,
на цыпочках,
а мы спокойно спим,
едой насытившись,
не замечая этот страшный час.
Уходят матери от нас не сразу,
нет —
нам это только кажется, что сразу.
Они уходят медленно и странно
шагами маленькими по ступеням лет.
Вдруг спохватившись нервно в кой-то
год,
им отмечаем шумно дни рожденья,
но это запоздалое раденье
ни их,
ни наши души не спасет.
Все удаляются они,
все удаляются.
К ним тянемся,
очнувшись ото сна,
но руки вдруг о воздух ударяются —
в нем выросла стеклянная стена!
Мы опоздали.
Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами потаенными,
как тихими суровыми колоннами
уходят наши матери от нас...
А как глубоко по смыслу кажущееся на первый взгляд простым и весёлым стихотворение "Метаморфозы". И опять весёлый блеск в глазах сменяется задумчивостью. Мы все пройдём по этому пути, каждый из нас поживёт в этих сёлах. А вот в последние не хотелось бы даже заходить.
Детство — это село Краснощёково,
Несмышлёново, Всёизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.
Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
всё равно оно Обещаньино.
Зрелость — это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.
Старость — это село Усталово,
Понимаево, Неупрёково,
Забывалово, Зарасталово
и — не дай нам Бог — Одиноково.
И обязательно читаю любимое "Зашумит ли клеверное поле". Вот здесь можно и поговорить, и поспорить с автором, и свои аргументы привести.
Зашумит ли клеверное поле,
заскрипят ли сосны на ветру,
я замру, прислушаюсь и вспомню,
что и я когда-нибудь умру.
Но на крыше возле водостока
встанет мальчик с голубем тугим,
и пойму, что умереть — жестоко
и к себе, и, главное, к другим.
Чувства жизни нет без чувства смерти.
Мы уйдем не как в песок вода,
но живые, те, что мертвых сменят,
не заменят мертвых никогда.
Кое-что я в жизни этой понял,—
значит, я недаром битым был.
Я забыл, казалось, все, что помнил,
но запомнил все, что я забыл.
Понял я, что в детстве снег пушистей,
зеленее в юности холмы,
понял я, что в жизни столько жизней,
сколько раз любили в жизни мы.
Понял я, что тайно был причастен
к стольким людям сразу всех времен.
Понял я, что человек несчастен,
потому что счастья ищет он.
В счастье есть порой такая тупость.
Счастье смотрит пусто и легко.
Горе смотрит, горестно потупясь,
потому и видит глубоко.
Счастье — словно взгляд из самолета.
Горе видит землю без прикрас.
В счастье есть предательское что-то —
горе человека не предаст.
Счастлив был и я неосторожно,
слава богу — счастье не сбылось.
Я хотел того, что невозможно.
Хорошо, что мне не удалось.
Я люблю вас, люди-человеки,
и стремленье к счастью вам прощу.
Я теперь счастливым стал навеки,
потому что счастья не ищу.
Мне бы — только клевера сладинку
на губах застывших уберечь.
Мне бы — только малую слабинку —
все-таки совсем не умереть.
Самое главное, такие стихи дают пищу для размышлений. Ребята после урока переспрашивают название стихотворения, записывают и учат, уже для себя.