Найти тему
Ольга Горохова

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

1. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4. Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

5. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

6. Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

8. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

10. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Обязательные пункты которые должна содержать педагогическая характеристика.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у воспитателя, а второй экземпляр в личном деле.

  • Общие сведенья о ребенке:

- ФИО воспитанника

- Дата рождения

- Полное название ДОУ и группы

- Дата поступления в ДОУ / откуда поступил

- Адаптация

  • Характеристика семьи:

- Домашний адрес

- ФИО матери и место работы

- ФИО отца и место работы

- Состав семьи (полная / не полная, кто занимается воспитанием ребенка)

  • Знания, умения и навыки по программному материалу:

- Физическое развитие (соматическое здоровье)

- Болеет редко или часто, имеет простудные заболевания или хроническое нарушение здоровья, плохо ест, беспокойно спит;

- Физическое развитие (совместно с инструктором по физической культуре);

- Познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений: количество и счет, состав числа, элементы знаковой символики, восприятие цвета, формы, размера, временные представления, последовательность дней недели, пространственные представления; мир природы);

- Речевое развитие (словарь – запас слов, грамматический строй речи, звуковая сторона речи, связная речь, обучение грамоте);

- Социально-коммуникативное развитие (знакомство с социальным миром, с транспортом, с профессиями, игровая деятельность и общение);

- Художественно-эстетическое развитие (какой рукой ребенок рисует, развитие моторики, продуктивные виды деятельности).

  • Личностные особенности ((особенности эмоционально волевой сферы), адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность).
  • Другие показатели в развитии ребенка.
  • Подведение итогов (рекомендации / предложения).
  • Подпись воспитателя, расшифровка.
  • Подпись воспитателя заверяется заведующей и ставится печать.