Найти тему
Сергей Баранов

Критика книги А.В. Курпатова. "Методология мышления. Черновик" (стр 24-44).


Книга «Методология мышления. Черновик» входит в книгу "Мышление. Системное исследование", а потому указанные страницы будут соответствовать станицам книги «Мышление. Системное исследование».

До стр 44. Курпатов говорит нам о том, что реальность для нас принципиально недоступна, и мы всегда имеем дело лишь с нашим представлением о реальности. И самое главное - это именно осознание того, что реальность и представления - не одно и то же. Перевести на простой язык: слово "книга" и сама книга - это не одно и то же. А то, что мы теперь знаем, что слово "книга" и сама книга - суть принципиально разное, это очень важно. И далее по тексту А.В. утверждает, что реальность необходимо реконструировать для более эффективного решения задач. Иными словами, мы должны постоянно усматривать в реальности некие процессы, которые мы способны выхватить, но ни в коем случае не соглашаться с этим представлением о реальности, как с реальностью, то есть находиться вне самой реальности и наблюдать со стороны.

Посмотрим на позицию автора под другим углом.

Реальна только мысль. Находясь вне реальности посредством реконструкции этой реальности, мы придём к невозможности создания сложной модели реальности, по сравнению с моделью, в которой существуют процессы, на которые мы смотрим со стороны. Смысл жизни - суть мышление. Счастье - состояние мышления, вызванное интересом. Чем плотнее наше отражение реальности посредством мышления, тем мы счастливее. Но плотность мысли гораздо больше, если мы мыслим из себя, если мы мыслим своё мировоззрение, если мы мыслим себя.

Процессы, которые мы будем выискивать методом реконструкции, будут гораздо более примитивны и однообразны, что не позволит создать цельное мировоззрение, но нужно признать, позволит эффективно использовать свой мозг в качестве счётной машинки, используя в качестве мотивации удовлетворение своих обезьяньих инстинктов, т.е. по сути оставшись детьми с единственным лозунгом: "я хочу". Может ли вечный ребёнок быть счастливее взрослого человека, который развивал своё мировоззрение? - вопрос риторический. Чтобы получить удовольствие, необходимо иметь развитое мировоззрение. Мировоззрение ребёнка недостаточно развито, а потому удовольствие ему будет приносить лишь примитивное потребление и достижение общественно приемлемого успеха. Концентрация на происходящее снаружи заставляет нас развивать то, что находится снаружи. Концентрация на своём мировоззрении развивает нас, как личность. В первом случае мы будем хорошими производителями и потребителями, во втором случае мы сможем обрести самодостаточность. В первом случае мы будем идеальными винтиками системы, а нас самих по сути и не будет, во-втором случае мы обретём свою субъектность.

Рассматривать реальность, как процессы, создавать реконструкции под задачи - есть самый верный способ сделать себя несчастным. Если мировоззрение из года в год растёт как однолетний цветок, а потом отмирает и вырастает заново, то и наша жизнь превратится для нас в ежегодное ожидание, когда распустится цветок, который сразу после своего расцвета начинает увядание. Совершенно по-другому чувствует себя человек, чьё мировоззрение растёт основательно, как дуб, который с каждым годом обретает мощь и силу и только в самом итоге он умирает, но при этом оставляет после себя огромный пень и корень, глубоко зарывшийся в землю, выкорчевать который будет очень сложно. Однолетние же цветы по причине своей слабости дают о себе знать лишь в тёплое время года и совершенно не способны противостоять природе, более того, нуждаются в тщательной опеке со стороны садовода, дабы сильный ливень не размыл почву или ветер не поломал стебель. Спустя полгода никто и не вспомнит про такой цветок. Они берут яркостью и количеством, но не могут противопоставить себя мощи и долговечности дуба. Именно поэтому мощный старый дуб вызывает в людях гораздо больше восхищения, чем самый красивый цветок, вырастить который может каждый достаточно быстро. Посадить дуб тоже может каждый, но восхититься его мощью будет возможным только для будущих поколений. Оттого то и ценность дуба гораздо выше.

Необходимость и важность углубляться в процессы, вынося своё представление за пределы рассматриваемого вопроса, Курпатовым никак не объясняется, точнее - не следует из его объяснения. Слушая классическое произведение, мы гораздо больше способны к восприятию, если находимся внутри своего представления, чем если мы будем рассматривать происходящее, как вибрацию струн и колебания воздуха, ударяющиеся в нашу барабанную перепонку. Этот "срез" реальности на самом деле гораздо дальше от реальности, потому что реальность, как таковая, нам недоступна, а реальность нашей мысли - это и есть реальность, в которой мы живём. Пояснение А.В. по поводу важности реконструкции реальности содержит утверждение о том, что находясь внутри своего представления, мы не имеем возможность мыслить, т.к. не имеем разрывов и всё сводим к понятности. Однако пояснить, почему мы не можем "разорвать" понятие, находясь внутри своего представления, Курпатов не стал. Очевидно, что и Сократ, и Декарт "разрывали" своё представление методом сомнения, не выходя за пределы представления в факт-карты.

Вывод: Курпатов предлагает читателю свернуть жизнь из подобия литературного произведения в подобие комикса!
_______________
0% плагиата! Только уникальный и качественный контент.