Я люблю разную литературу, читательский снобизм мне несвойственен. Под разное настроение - разные книги. Книги - как музыка, есть симфонии для души и медитаций в одиночестве, и есть условная Верка Сердючка, зажечь на чужой свадьбе.
Для себя заметила, что есть литература, которая читается на одном дыхании, за ночь. И оторваться невозможно, пока не перелистнешь последнюю страницу.
А есть книги тягучие, их можно мучить месяцами, а то и годами, возвращаясь вновь и вновь. Прочтёшь предложение - и берёшь паузу, подумать, посмаковать, порой перечитать, попробовать на слух, взять на вооружение.
Условно я делю книги на "быстрые" и "медленные". Есть, конечно, и те, которые посерединке, такой идеальный баланс. Давайте расскажу о каждой категории, разумеется с примерами.
1. Быстрые книги
В основе этих книг - захватывающий сюжет. Язык прост и понятен, интерес читателя держится на действии и описании. Такие произведения легко визуализируются, по ним часто снимают фильмы. Да и без фильма - прочёл, как кино посмотрел.
Чаще всего это фантастика, фэнтези, юмористическая проза, женские романы и, конечно, детективы. Это книги для отдыха, когда не хочется нагружать мозг, а просто нужно отвлечься от повседневности. Вся мудрость этих произведений (если она, конечно, есть) лежит на поверхности.
Среди быстрых книг много откровенного шлака, но есть и достойные. Ранняя Донцова, кстати, говорят, вполне читабельна, не могу подтвердить - в моем читательском дневнике всего одна книга, название которой, увы, не помню.
Примеры "быстрых" книг - весь Сергей Лукьяненко, включая "Дозоры", Фандоринская серия Бориса Акунина, приключенческая литература образца Генри Рейдера Хаггарта и Дюма, детективы Конана Дойла и Агаты Кристи. Мои любимые "быстрые" книги: "Дженни Герхардт" Теодора Драйзера, "Портрет Дориана Грея" Уайлда, рассказы Ги де Мопассана, "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, "Поющие в терновнике" Колин Маккалоу. Грешу я и карманными изданиями, из последних "Космоолухи" Громыко, и вся серия о Харри Холе Ю Несбё - прочла, как сериал посмотрела.
2. Медленные книги
Бывают такие произведения, сюжет которых можно пересказать буквально несколькими фразами. Действия очень мало, в основе повествования - душевные переживания, описания чувств, бытовые подробности, много пространных, отвлеченных рассуждений. Бывает и наоборот - сюжет очень сложный, запутанный, с глубокой мотивационной подоплёкой персонажей. Эти книги тяжело читать, они изобилуют громоздкими конструкциями, в них мало диалогов, а одно предложение может растянуться на целый абзац. Такие книги редко по своей воле читают дети, но с удовольствием - некоторые взрослые.
Понятно, что и Достоевский, и Толстой относятся к этой категории. Я бы добавила сюда Ремарка, но не за глубокие мысли - его философия не производит на меня должного впечатления. В его книгах мне нравится красота языка, даже в переводе. Ремарка не хочется читать быстро, его книгами хочется наслаждаться.
"Медленными" книгами я считаю всего Пелевина. Не понимаю, как их можно "проглотить", там столько смысловых подтекстов, оригинальных речевых оборотов и смутно знакомых понятий - я постоянно останавливаюсь, чтобы просто "погуглить".
Ещё один интересный "медленный" писатель - Милан Кундера. Его "Бесконечность" и "Невыносимая лёгкость бытия" уже стали классикой. Вот уж где философия и размышления о вечном, да и вообще обо всем на свете.
Одна из медленных книг со сложным сюжетом - "Мечтают ли андроиды об электроовцах" Филипа Дика. Фильм "Бегущий по лезвию", снятый по книге, не передаёт и части смысла этой величайшей, на мой взгляд, антиутопии. Подраться сквозь все сюжетные линии и соединить всё воедино невероятно тяжело, но оно того стоит.
3. Золотая середина
Книги, в которых сочетается глубина мысли и простота языка и сюжета - поистине гениальны. Они быстро становятся бестселлерами, а затем и классикой в своём жанре. Они достаточно легко читаются, и оставляют глубокий след в душе. Часто это исторические книги, либо антиутопии, так же бытовые повести разных авторов, которые пережили свою эпоху, и будут цениться в веках. Бывает, что у автора все книги такие, или лишь одно произведение можно считать золотой серединой.
Для меня в этой категории много книг русской классики. "Дворянское гнездо" Тургенева, или "Кто виноват?" Герцена. Сюда же отнесу книги братьев Стругацких, в особенности "Обитаемый остров" и "Пикник на обочине". Ещё из антиутопий, без сомнения "1984" Оруэлла, и "451 по Фаренгейту" Бредбери. Из исторических упомяну "Камо грядеши" Сенкевича, а в жанре романа - "Красное и чёрное" Стендаля.
Напоследок скажу, что классификация моя весьма условна, и основывается на личном мнении. У каждого свои предпочтения, и своя цель погружения в мир литературы. Кто-то читает книгу, чтобы набраться мудрости, кто-то - чтобы отдохнуть. В каждой книге есть своя прелесть. Как писал Николай Васильевич Гоголь: "Эта книжечка вышла, стало быть где-нибудь сидит же на белом свете и читатель её".
И вам спасибо, что читаете.