Формат заметки о моем любимом басисте Джоне Уэттоне оказался востребованным. Попробую воспроизвести его в новой статье теперь о блестящем, изумительном клавишнике, композиторе, продюсере, теле- и радиоведущем, одном из самых известных музыкантов, игравших музыку "прогрессив", Ричарде Кристофере (или просто Рике) Уэйкмане (Richard Christopher Wakeman).
Родился будущий кудесник фортепиано и синтезаторов 18 мая 1949 года в городке Перивейл, входящем в состав Илинга, одного из районов Большого Лондона. Он был единственным ребенком в семье Сирила Фрэнка Уэйкмана (Cyril Frank Wakeman) и Милдред Хелен Уэйкман (Mildred Helen Wakeman). Уэйкман-старший сам в молодости поигрывал на пианино в танцевальном бэнде. И сына в семилетнем возрасте возрасте отправил учиться игре на этом замечательном инструменте. За что заслуживает безмерной благодарности от всего прогрессивного человечества. Одиннадцать лет под руководством некоей Дороти Саймс Рик еженедельно осваивал секреты мастерства. Позже она вспоминала, что Уэйкман "сдавал все с отличием" и был "приятным учеником, полным веселья и с хорошим чувством юмора", но отмечала отсутствие у него самодисциплины, когда дело доходило до практики. Впрочем, это не помешало Рику завоевать множество наград, сертификатов и кубков на юношеских музыкальных конкурсах, проходивших по всему Лондону. Параллельно молодой музыкант освоил кларнет. Это умение ему пригодилось лишь однажды при записи альбома "FromThe Witchwood" вместе с группой The Strawbs. А вот другое увлечение, игра на церковном органе, оказалось гораздо более полезным как с точки зрения исполнительского мастерства, так и умения сочинять мелодии и аранжировать их.
Ютуб-канал Rick Wakeman
Как и многие другие увлеченные музыкой молодые люди Уэйкман прошел через некоторое количество не слишком известных и совсем неизвестных коллективов. Там он пересекался с Джоном Энтуислом (John Entwistle - басист The Who), Аланом Уэйкманом (Alan Wakeman - саксофонист и кларнетист, двоюродный брат Рика, участник ряда джазовых проектов и группы Soft Machine) и, самое главное, с певцом Эшли Холтом (Ashley Holt), который потом долго и успешно работал в сольных проектах Уэйкмана, а также участвовал в группе Warhorse бывшего басиста Deep Purple Ника Симпера.
В 1968 году Уэйкман поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне с намерением стать концертирующим классическим пианистом. Но, привыкший к победам и вниманию публики, он быстро выяснил, что все остальные ученики там так же хороши, как и он, а многие из них намного лучше. Рик стал более спокойно относиться к учебе, проводя большую часть времени за выпивкой в пабах и в компании сотрудников музыкального магазина Musical Bargain Centre в Илинге. Именно там он и получил первый серьезный заказ в качестве сессионного музыканта, когда гитарист Чез Кронк (Chas Cronk), работавший позже с The Strawbs, Стивом Хаккетом, самим Уэйкманом - вошел в магазин однажды утром в поисках органиста и аранжировщика духовых инструментов для группы Айка и Тины Тёрнер (Ike & Tina Turner).
Видео канала thedudesupreme . Один из известнейших хитов Тины и Айка. Лучшая работа Фила Спектора. А кто из популярных хард-рок групп делал кавер на эту вещь? Вспомните без Википедии?
Во время сессии Уэйкман познакомился с продюсерами Тони Висконти (Tony Visconti), Гасом Дадженом и Денни Корделлом (Gus Dudgeon & Denny Cordell) . Корделл был впечатлен его выступлением и предложил ему больше сессионной работы для артистов в Regal Zonophone Records. Уэйкман принял предложение и начал сначала пропускать занятия, а потом и забросил их полностью, что привело к его исключению из колледжа в 1969 году. Уэйкман стал полноценным сессионным музыкантом, играя на клавишных и аранжируя музыку для различных исполнителей от пятнадцати до восемнадцати раз в неделю. Его способность производить то, что было необходимо, в короткий промежуток времени, привела к тому, что он получил прозвище "Уэйкман - один дубль". Среди его клиентов были психоделическая команда Junior's Eyes, которой он помог записать дебютный сингл, и будущий рок-идол Дэвид Боуи (David Bowie). Рик вместе с гитаристом Junior's Eyes Миком Уэйном (Mick Wayne) принял участие в работе над вторым альбомом певца (известном как "Space Oddity"), исполнив партии на меллотроне (освоив его практически с ходу) и клавесине.
Образец творчества Junior's Eyes.
Видео канала RickWakemanVEVO
Также в 1969 году Уэйкман участвовал вместе Тони Висконти, Шоном Филлипсом (Shawn Phillips - известный сессионщик и соло-артист) и Эйнсли Данбаром (Aynsley Dunbar -Jeff Beck Group, Journey, The Mothers of Invention и ряд других групп) в записи дебютника американского автора-исполнителя Такера Циммермана (Tucker Zimmerman). А в 1970-м он поработал сессионным исполнителем у поп-звезд Brotherhood of Man и White Plains, психоделических фолк-рокеров Paper Bubble, уже упомянутого Шона Филлипса на его сольных альбомах. Сыграл как гостевой участник на диске прог-фолковой команды Magna Carta "Seasons".
Отметим, что с Уэйкманом Magna Carta выпустила и следующий (уже в 1971 году) альбом "Songs From Wasties Orchard". Ниже по одному образцу их творчества с каждого из этих альбомов.
Всё это было хорошей школой и давало кусок хлеба. Но амбициозному музыканту этого было мало. И счастливым билетом в светлое будущее и ступенькой на пути к всемирной известности стала для Рика Уэйкмана группа Strawbs.
Продолжение следует...