Найти тему
Всем балет!

Как хореографы записывают танцы? Суть работы хореографа

Оглавление

Искусство балета существует только в настоящем, оно неуловимо, и невозможно повторить настроение вчерашнего спектакля, даже если полностью повторить хореографию. Многие балеты XIX–XX века на сегодня утрачены, поскольку в то время не существовало видеозаписи, и современные балетмейстеры почти с нуля восстанавливают вариации и массовые танцы из балетов прошлого. К счастью, в наше время есть видеозапись и возможность сохранить искусство балета, передав следующим поколениям достижения нашего века.

Если вы хоть раз видели и слышали, как работает хореограф в зале, вам могло показаться, что вся его работа — импровизация. Действительно, если что-то из заготовленного заранее не получается или выглядит не так, как планировалось, балетмейстер исправляет хореографию и перестроения по ходу действия, опираясь на свой опыт, в чем и проявляется его профессионализм.

Подготовка к постановке танца
Каким бы спонтанным ни казался процесс постановки, за ним всегда должна стоять подготовка балетмейстера к конкретной задаче. Никогда нельзя приходить на репетицию неподготовленным, поскольку это считается неуважением к исполнителям и подрывает авторитет постановщика. Считается, что перед постановкой танца необходимо продумать заранее все детали, чтобы не допускать «простоя» исполнителей на репетиции.

Если процесс репетиций артистов балета хоть немного раскрыт для широкой публики, то процесс сочинения танца происходит только в голове постановщика, и его никак не передать словами. Но можно передать рисунком!

Как записать танец?

На балетмейстерских факультетах существуют дисциплины мастерство хореографа или искусство балетмейстера, изучение которых включает в себя творческое задание семестра — постановку танца на заданную тематику, исполнителями которой становятся однокурсники. В течение семестра проходят регулярные репетиции, а каждую неделю курс встречается с педагогом: танец исправляется до тех пор, пока не будет доведен до такого состояния, в каком его можно представить на практическом показе.

Можно заметить, что массовые танцы в балетах подчинены симметричному (и не только) рисунку, который непрерывно развивается по законам зрительского восприятия. Рисунок можно изобразить на бумаге видом сверху. Примеры сложных рисунков и перестроений можно увидеть в учебнике Ростислава Захарова «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта»:

Рисунки рассчитаны на большое количество исполнителей
Рисунки рассчитаны на большое количество исполнителей

Задумывая танец, хореограф сначала делает наброски на бумаге, чтобы продумать композицию и перемещение исполнителей, а затем пользуется своими заметками на репетиции. Хореограф должен знать передвижение любого исполнителя, чтобы всегда иметь возможность направить его и помочь понять логику перестроения. Продолжительность каждого рисунка можно записывать по восьмеркам: две восьмерки, квадрат, и так далее.

Если рисунки и их продолжительность можно записать, то последовательность движений передать сложно. Обычно этот процесс происходит у балетмейстера в голове, где сначала он учит наизусть собственную комбинацию, а затем показывает ее исполнителям (группам исполнителей согласно рисунку).

Балет записывается по шагам

Конечно, если речь идет о сочинении целого балета, всех перестроений не удержать в голове, особенно мизансцены, переходы, детали. В экспозиции Музея театрального искусства были представлены черновики балетмейстера Николая Сергеева, который ставил балет «Спящая красавица» в начале XX века. Здесь присутствуют очень подробные комментарии к каждой сцене балета.

-3

Как правило, организовать большое количество исполнителей сложнее, чем репетировать с одним солистом. Поэтому нужна максимальная подготовка балетмейстера, уверенность в своих решениях на сцене, понимание того, как задумка будет выглядеть на площадке. Это нужно, чтобы знать, чего требовать от исполнителей, поскольку уверенность постановщика на 100% передается танцовщикам.

-4

Запись комбинаций терминами

Довольно популярна запись комбинаций классического танца французскими терминами. В балетной школе изучают французский язык, поэтому проблем с записью и чтением не возникает. Такой способ популярен в профессиональной литературе:

-5

При чтении такой комбинации у студентов и профессионалов не должно возникнуть проблем, поскольку все понятно: музыкальный размер, позиции, элементы классического танца. Самое главное — грамотно разложить комбинацию на музыку, это может получиться не с первого раза, поэтому нужно проверить несколько раз под музыку, чтобы фразы и движения совпадали.

Видеозапись хореографии

Цифровые технологии намного облегчили процесс обучения балету и танцу. Если раньше заданную комбинацию нужно было максимально хорошо запомнить на уроке, то сейчас можно записать видео с комбинацией в исполнении одного из студентов и самостоятельно повторять по этой записи после урока. Возможно, этот способ не такой эффективный, как чтение терминов с листа, ведь при чтении с листа нужно самостоятельно воспроизвести комбинацию, а значит, пропустить через себя, задействовав разные виды памяти. А видеозапись дает уже готовый продукт, который нужно только повторить, но, кстати, тоже осмыслив движения. Видеозапись отлично подходит для записи современной хореографии, в которой нет официальной терминологии, которую сможет прочитать каждый студент, обучающийся на балетмейстерском факультете.

Как проходят репетиции артистов балета
Почему балерины вынуждены быть худыми?
Чем балерины натирают пуанты, чтобы не скользить?

Хобби
3,2 млн интересуются