Найти тему
Спорт и путешествия

На вантах и реях барка "Седов"

Барк "Седов" - крупнейший из сохранившихся исторических парусников. Сейчас он используется в качестве учебного судна: ведь со времен пароходов известно, что именно практика на парусником судне наиболее эффективно приучает к морской жизни. Бывает, что молодежь стремится в море под влиянием романтических фантазий, а оно требует полной отдачи, что не сразу выясняется в условиях относительно комфортной жизни на теплоходе. И если человеку нипочем постоянная качка, однообразное питание, ночные авралы и беготня по веревкам - значит это наш человек!

Впрочем, на "Седове" питание отменное, в море - 4-х разовое, хотя вкусняшек все равно хочется.

На "Седове" 4 мачты: фок, первый и второй грот, бизань. Три первые оснащены прямыми (прямоугольными) парусами, которые требуют личного присутствия на рее. Косые паруса поднимаются и убираются с палубы при помощи шкотов. Красивое зрелище, когда это происходит одновременно на всех мачтах!

-2

Полный hand-made

Паруса управляются целой системой разнообразных веревок. Вся оснастка делается только вручную. Все это макраме обязательно нужно еще и просмолить. Совет для гламурных леди: одевайтесь попроще, можно извозиться.

-3

Моряки на паруснике - отнюдь не вечно пьяные грубияны, как принято считать на основе тематических фильмов. Это интеллектуалы с высоким уровнем внутренней культуры! На борту "Седова" ходили легендарные члены экипажа, которые могли в уме рассчитать длину шкота от бом-брам-реи до палубы.

Вот эта веревка, по которой ходят пешком при работе на реях, называется перт. По этому поводу еще один лайфхак: не надевать обувь с гладкой подошвой.

-4

В штормовую погоду подъем и спуск по мачтам осуществляется только по наветренному борту. Ветер прижимает вас к вантам, чуть менее крутым благодаря крену судна.

-5

Для подъема парусов достаточно 1-2 человек на одну рею: они проходят и развязывают сезнёвки. А чтобы убрать парус, нужна целая толпа, особенно в ветреную погоду. Мешки из неаккуратно подвязанных парусов, которые любят рисовать художники, не приветствуются. Ветер на раз измочалит плохо свернутый парус.

-6

За одну плавательскую практику курсанты сотни раз поднимаются по мачтам. Бывает, что по авралу и ночью, если ветер усиливается и грозит сорвать паруса. Приказ по громкой связи вытряхивает из постели и заставляет в темноте лезть на мачту по тонким вантам... Брр.

-7

На "Седове", в отличие от аналогов, работа с парусами ведется в первозданном виде. Подъем по вантам осуществляется БЕЗ СТРАХОВКИ. Страховочный карабин пристегивается только при горизонтальных перемещениях. Конечно, если вы о нем вспомните.

Старший матрос Полковник.

Карабин пристегивается при горизонтальных перемещениях
Карабин пристегивается при горизонтальных перемещениях

Высшая точка - клотик второго грота: высота 57 метров. Верхняя рея находится на высоте порядка 50 метров над морем. Называется бом-брам, а парус, который она несет - бом-брамсель. Сама рея и ванты на этом уровне очень тонкие. Держитесь крепче, не то сдует.

-9

Добавьте еще крен, ветер и качку и получите неплохую гамму высоких ощущений. Адреналин гарантирован.

Павел Бачин. Две практики, одна кругосветка
Павел Бачин. Две практики, одна кругосветка

Нижняя мачтовая площадка называется марс, высота метров 20, с нее осуществляются выходы на нижние реи. Они, кстати, по уровню с марсом не совпадают, перелазы опять-таки по веревкам. А верхняя площадка называется салинг. Высота над водой уже метров 40-45. Точно не помню, поправьте кто в теме.

-11

Нехороший пример показывает товарищ старший матрос.

-12

Подход к марсовой площадке

-13

Вид на марселя сверху

-14

Чтобы добраться до салинга, нужно пройти по горизонтальной железяке, висящей над палубой.

-15

Салинг второго грота. Есть история, что эти люки раньше были более узкими, но один курсант поспешил со спуском и ударился о края локтями. Болевой шок и свободное падение, которое остановил один из опытных матросов, на лету ухватив парня за шиворот.

-16

Вид с салинга фока (фор-салинга): самый лучший обзор, на мой взгляд.

-17

У каждой мачты - свой боцман и своя команда человек 30. Легендарный боцман фока - Николай Митрофаныч, охотник из Брянска. Не царское это дело лазить по бушприту, но за компанию можно.

-18

Реи перемещаются в вертикальной и горизонтальной плоскости при помощи лебедок. Вручную, без электрики.

-19

В свободное время веревки иногда используются не по назначению, нет, это не то, что вы подумали. В случае на фото - выбранный хвост нирал-грота-стакселя.

-20

Поскольку на "Седове" все же есть один двигатель, при шторме выше 6 баллов паруса не поднимают, и курсантов на мачты не гоняют. На этом фото героические курсанты 1 грота как раз в шторм 5+.

-21

На "Седов" можно попасть в качестве туриста через фирму, которая находится в Германии.

Галина Погодина