При династии Каджаров Иран входит в период модернизации, так как контакты с Европой становятся неизбежными, и Иранским правителям приходится отвечать на вызовы современности под все более ясно ощущающимся колониальным давлением. Каджары представляли древний тюркский род, поселившийся на территории Карабаха еще в эпоху монгольских завоеваний Хулагу. Они были родственны тюркам Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу и участвовали в их военных походах, битвах и завоеваниях. Они жили преимущественно на территории Азербайджана и Карабаха. При основателе династии Сефевидов Исмаиле I каджары входили в состав его войска, как часть шиитского союза с кызылбашами. Позднее племя каджаров было искусственно разделено Иранскими правителями, западная часть ассимилировалась с местным населением (армянским или Иранским), а восточная — в районе Горгана (Астробада), на южном побережье Каспийского моря, превратилась в мощную силу, верно служившую Сефевидам Ирана. Став правящей династией, потомки Ага-Мухаммед-хана Каджара (1742— 1797) быстро восприняли Иранскую культуру, окончательно и полностью сменив идентичность на персидскую. Сохранению тюркских традиций ранее способствовало их пограничное местонахождение в Горгане — между Ираном и кочевыми племенами Средней Азии. Теперь же полная интегрированность в Иранское общество завершила процесс Иранизации. При Каджарах столицей Ирана становится Тегеран. После смерти Надер-шаха от Ирана откололись грузинские православные царства Кахетия и Картли, объединившиеся при Ираклии II (1721 — 1798) в единое Государство. В 1783 году грузины, заключив Георгиевский трактат, оказались под протекторатам Российской Империи, и это стало предпосылкой позднейших русско-персидских войн. Для Каджаров восстановление Иранского контроля над Грузией было столь же важно, как и над Ширазом, Исфаханом или Тебризом, поскольку Каджары считали самих себя реставраторами Империи Сефевидов — и в идеологическом, и в религиозном, и в геополитическом смыслах Ага-Мухаммед-хан снова восстановил Иранское правление над Грузией, так как Россия не послала на помощь Ираклию II войска на которые грузины надеялись. Но при следующем правителем Али-шах Каджаре (1772—1834) Россия вступила в период войн с Ираном. Вначале Российская Империя в 1801 году присоединила Грузию, а за этим последовали две русско-персидские войны — Первая
(1804— 1813) и Вторая (1826— 1828). В обеих войнах Россия нанесла Каджарам сокрушительное поражение, утвердив свое господство над территориями Грузии, Дагестана и Армении. Первая война началась с того, что Фат Али-шах под давлением Шиитского руководства попытался восстановить контроль над Грузией. Каджары обратились за помощью к Британии, но поддержки не получили. После того, как российская империя отбили вторжение Наполеона, они сосредоточились на южном направлении, в 1813 году взяли Ленкоран и Тебриз, после чего Фат Али-шах вынужден был подписать с Россией Гулистанский мир, фактически признающий большинство потерянных владений на Южном и Северном Кавказе российскимм, включая территории современной Грузии, Азербайджана, Армении,
Дагестана, Осетии и Абхазии.
В поисках альтернативной внешней силы Каджар Фат Али-шах снова обратился к помощи Великобритании и по совету английского посланника предпринял в 1826 году попытку отвоевать утраченные
территории. Это положило начало Второй русско-персидской войне. Вначале войска Каджаров наступали весьма успешно, но затем россия перегруппировались и перешли в контрнаступление, стремительно вернув потерянные территории, что заставило главнокомандующего армией Каджаров А. Мирзу (1789—1833) подписать новый Туркманчайский договор в 1828 году, полностью признающий все захваченные территории Южного и Северного Кавказа российскими. Показательно, что Иранские литераторы XIX века по указанию шахов описали эпопею русско-персидских войн в стилистике «Шахнаме» Фирдоуси, где русские были представлены типичными туранцами, наследниками геополитической миссии Афросиаба. Этот негативный образ России поддерживали у Иранцев и англичане, разочарованные Туркманчайским договором. Вероятно, с этим была связана провокация, стоившая жизни русскому послу в Иране Александру Грибоедову (1795— 1829), когда подначиваемые британцами толпы ворвались в русское посольство из-за того, что Грибоедов предоставил в нем убежище шахскому евнуху и двум армянкам из шахского гарема, которые молили русских о спасении. Англичане в этот период вели с Россией Большую Игру за влияние. После смерти Фат Али-шаха власть переходит к его внуку Мохаммед-шаху Каджару (1808—1848) Постепенно начинается индустриализация.
В то же время в Иране возникает мессианское движение последователей Али Мохаммеда Ширази (1819— 1850), провозгласившего себя «Бабом», то есть «вратами» скрытого Имама, а впоследствии и самим Имамом времени. Его последователи, будучи на первых порах ортодоксальными шиитами двенадцатеричниками и ответвлением течения шейхитов, постепенно повторили путь карматов и исмаилитов, подняли «черные знамена» и провозгласили начало эры внутреннего ислама и отказ от законов шариата (как это произошло в случае исмаилитов Аламута). Здесь мы видим уже в XIX веке новый всплеск радикальной Иранской идентичности, повторяющей
логику маздакитов, хуррамитов, исмаилитов и сербедаров на прежних этапах Иранского историала. Бабиты организовались в сплоченную секту, объявили джихад всем тем, кто отказывался принимать их верования. При этом сам Али Мохаммед Ширази (Баб) провозгласил, что скрытый Имам уже обнаружил себя в его личности и что теперь все истинные шииты должны встать на защиту идеалов эсхатологической справедливости. Бабиты построили крепость недалеко от могилы Абу Али Фазл Табарси и объявили ее «новой Кербалой», где «новый 'Али» должен дать решительный бой «новым Омейядам», к которым они причислили Иранские правительственные войска. Это эсхатологическое восстание радикальных шиитов совпало со смертью Мохаммед-шаха, что сделало ситуацию критической. В 1849 году при его сыне и наследнике Мохаммед-шаха Насреддиншахе (1831 — 1896) крепость бабитов удалось взять, и вся верхушка, включая предводителя, была убита. Позднее остатки бабитов были вынуждены бежать в Ирак, где секта раскололась, и на ее основании сложилось еще более гетеродоксальное течение бехаитов, провозгласившее себя новой религией, но в целом доводящее до крайнего предела революционную логику крайнего батинитского шиизма. Бехаиты сохранились вплоть до настоящего времени и считаются отдельной религиозной конфессией. При следующем правителе Ирана Мозафереддин-шахе (1853 — 1907) процессы модернизации и вестернизации Иранского общества продолжились. Мозафереддин-шах сознательно берет курс на сближение с европейскими обществами, приглашает в Иран западных специалистов и техников, устанавливает нормы светского образования. Под давлением прозападной общественности Мозафереддин-шах был вынужден в 1906 году созвать Меджлис (Парламент) и принять Конституцию, ограничивающую права шаха. В процессе подготовки Конституции большую роль играли Иранские масонские ложи, полностью подконтрольные английской масонерии и ориентированные на установление в Иране секулярной политической системы западноевропейского типа. Показательно, что у истоков Конституции мы видим и некоторых сохранившихся после чисток бабитов, и исламских универсалистов (в духе аль-Афгани), и шиитское духовенство, и чистых либералов-западников. Все эти разнородные силы были едины только в своем отрицании правления Каджаров, которые, с их точки зрения, были не способны эффективно
реализовать национальные интересы Ирана в новых исторических условиях. Преемник Мозафереддин-шаха Мохаммед Али-шах (1872— 1925) был, как и прежние Каджары, ориентирован на Россию и стремился с ее помощью укрепить свою власть. Когда у него возникли разногласия с либеральным проевропейским Меджлисом, он разогнал его
с опорой на Персидскую казачью бригаду. Сам он считал, что следует примеру русского царя Николая Второго, распустившего Первую Думу. Но в ответ на это в Иранских провинциях — в частности, в Исфахане, Гиляне и т.д. — начались восстания, что привело к штурму восставшими Тегерана и низложению шаха. Он был вынужден передать власть малолетнему сыну Султан Ахмад-шаху (1898— 1930), ставшему последним представителем династии Каджаров. Но при Ахмад-шахе власть Каджаров была лишь номинальной, и Государством управляли предводители поднявших восстание бахтиарских племен. Они же в 1923 году и свергли его, после чего Султан Ахмадшах был вынужден отправиться в изгнание.