Найти в Дзене
Переплёт

Одна из лучших космических опер "золотого века" фантастики

Оглавление

Здравствуй, уважаемый читатель!

Цикл романов «Дюна» американского писателя Фрэнка Герберта по праву считается классикой научной фантастики. Автор смог придумать и описать – почти в мельчайших подробностях – Вселенную и миры, которые довольно сильно отличаются от нам привычных.

Начать читать первый роман цикла "Дюна" можно прямо сейчас - по ссылке бесплатный фрагмент. Все арты подобраны тематически, но с фильмом - не связаны. Почему? Об этом будет отдельно сказано в конце статьи. Кроме того,

При всех признаках глобальной космической оперы, Герберт умудрился показать не только объем, но и глубину сюжета. Причем на всех уровнях – от личности до Галактики.

Межзвездные перелеты под на кораблях под управлением людей с «расширенным сознанием», тайный орден ведьм, играющих в генетические игры с человечеством, отказ от ядерного оружия и заговоры против Императора, гигантские черви и люди, становящиеся Богами… Силовые щиты и бедуины верхом на червях, антимашинный джихад и оружие разрушительнейшей силы. Бои на мечах и космические сражения. Все признаки космической оперы настолько тщательно сплетены в клубок сюжета, что стоит только восхищаться замыслом автора и его реализацией. Несмотря на то, что у романа есть и свои недостатки, достоинств у него всё же, намного больше.

Арт https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1687355/f6a13288-5acb-46d4-8392-43d957c1cbf5/s1200
Арт https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1687355/f6a13288-5acb-46d4-8392-43d957c1cbf5/s1200

Так о чём же «Дюна»?

Как бы странно это не звучало, но обо всём.

Политика? Есть. Роман буквально пронизан политическими интригами, скандалами и прочими вещами.

Экономика? Есть. Конечно, экономика Империи, в которой всё это происходит, описана довольно поверхностно, но она описана – и понять, что к чему, из романа можно.

Техника? Есть. Конечно, не все описано конкретно, но, опять же, понять что и как – можно.

Экология? Тема экологии в романе не просто освещена, ей буквально посвящена вся книга. Автор умудрился – где в самом тексте романа, где в приложениях, коих тоже немало, описать очень сложный биогеоценоз, каким является Арракис, называемый также Дюной. То есть, Герберт не просто сказал – вот планета, покрытая песком, тут есть некое вещество – «Пряность», она же «Spice», а описал, что и как, откуда она берётся, и с чем всё это связано. Именно на экологии планеты «завязан» весь роман Герберта.

На самом деле, многие предположения автора не так уж и новы – в «золотой век фантастики» многие писали о том, что будет создано, своего рода, феодальное государство, в котором будут и герцоги, и графы, и бароны, и прочие персонажи. Да что далеко ходить – тот же Эдмонд Гамильтон в дилогии «Звёздные короли» - «Возвращение к звёздам» описывает Средне-Галактическую Империю… Так что, сама идея с Империей была не новой.

Некоторые идеи «Дюны», может показаться, взяты из «Звёздных войн» - например, касаемо контроля сознания. Но не стоит обольщаться, так как «Дюна» была написана раньше, чем Лукас решил заняться своей сагой. Скорее, напротив, он взял эти идеи из «Дюны». Только вот в «Дюне» предпринята попытка объяснить, «как это работает» - и попытка, кстати, весьма интересная.

Арт https://www.slashgear.com/wp-content/uploads/2019/02/The-Winds-of-Dune.jpg
Арт https://www.slashgear.com/wp-content/uploads/2019/02/The-Winds-of-Dune.jpg

Итак, «Дюна» - это классика научной фантастики.

Но чем же удивителен сам этот мир? Автор описывает мир, в котором есть одно правило, которое соблюдается настолько строго, что… сложно сравнить с чем-то эту строгость. Правило это звучит так: «Да не создашь ты машину по образу и подобию своему». Скажу сразу – когда я читал эту книгу в первый раз, я подумал о человекоподобных роботах, так как на тот момент я ничего не слышал ни о каком «искусственном интеллекте». Тем не менее, роман именно об этом…

В самом романе есть лишь косвенные намёки на то, что «давным-давно» люди забавлялись с развитием техники, и привело это к тому, что «мыслящие машины» почти полностью поработили людей. Потом, конечно же, была война, в которой люди, разумеется, победили, но любые «мыслящие машины» попали под тотальный запрет. Ничего не напоминает?

«Warhammer 40000», в ЛОРе которого есть рассказы о том, что там тоже была война против искусственного интеллекта. В которой, конечно же, человечество победило, но «откатилось» в развитии назад, а все «искусственные интеллекты» были запрещены и уничтожены. Так вот – этот элемент мира «Warhammer 40000» как раз был взят оттуда.

А о Вселенной WH4000 на своем канале отлично рассказывает Алексей Аряев, автор и этого обзора. Рекомендую после этой статьи заглянуть к нему!
Чани. Арт - https://avavatar.ru/images/full/29/ud2RodRr2Va2z2Am.jpg
Чани. Арт - https://avavatar.ru/images/full/29/ud2RodRr2Va2z2Am.jpg

Но мы сейчас говорим о Дюне.

Итак, мы имеем мир, в котором искусственный интеллект был запрещён, что, разумеется, ограничило развитие техники. О том, на каком уровне оно остановилось, можно лишь догадываться – так как мало что говорит о нём. Например, в эпизоде с «охотником-убийцей», после прибытия Атридесов на Арракис, можно понять, что такая машинка просто не может работать без сложных электронных схем.

В то же время, когда была перехвачена партия лазеров, герцог Лето рассуждает о том, что люди Харконненов могли использовать механический таймер, чтобы лазеры отстрелялись по дворцу (технология щитов, описанная в романе, такова, что при попадании лазерного луча, происходит очень сильный взрыв. И нет, автор не объясняет, как это работает). То есть, есть своего рода диссонанс между сложной электроникой при дистанционном управлении «охотником-убийцей» и механическим таймером.

И нет, автор тоже не объясняет этого. Тем не менее, электроника в романе есть, она описана – например, вся пища и напитки проверяются при помощи «ядоискателей», активно используется радиосвязь, орнитоптеры опять же имеют разного рода электронику, да и на обеде, что устраивал герцог Лето, присутствовал некий человек, занимающийся производством электроники…

Тем не менее, роман интересен, в первую очередь не этим, а описанием местных условий жизни, интриг и прочего. Этому как раз посвящено немало сюжетного времени. Роман рассказывает о борьбе между Атридесами и Харконненами, точнее, о финале этой борьбы, начало которой уходит в такую старину, что, скорее всего, ни Владимир Харконнен, ни Лето Атридес уже и не помнили, с чего всё началось. Тем не менее, за той интригой, что привела к событиям романа, очень интересно наблюдать.

Арт - https://i.ytimg.com/vi/-IJWusgxyeg/maxresdefault.jpg
Арт - https://i.ytimg.com/vi/-IJWusgxyeg/maxresdefault.jpg

Но, помимо достоинств, есть у романа и недостатки, о которых нельзя не сказать. Кстати то, что автор ничего не пишет о разного рода компьютерной технике далёкого будущего (а она там есть – конечно не «искусственные интеллекты», но есть, не может не быть), это не недостаток, а напротив, достоинство романа. Как известно, «Дюна» была написана в 1965-м году. Разумеется, тогда и мысли не было о том, что когда-нибудь компьютер будет размером с ноутбук, на котором написана эта статья (кстати, её можно было написать и на смартфоне автора). Так что, чтобы не писать анахронизмов (как, например, в одном неплохом романе, главный герой, использует программу автопилота для своего корабля, записанную… на ленту), Герберт просто не пишет о компьютерной технике, подразумевая, что она есть – но герои просто с ней не сталкиваются.

Арт - https://c.wallhere.com/photos/a5/59/Dune_series_Frank_Herbert-1583191.jpg!d
Арт - https://c.wallhere.com/photos/a5/59/Dune_series_Frank_Herbert-1583191.jpg!d

Настоящие недостатки в другом.

Например, то, что Атридесы говорят о фрименах, как об очень сильных воинах. Да, можно согласиться, что в пустынях Арракиса фрименам просто нет равных («дома и стены помогают»). Скорее всего, они могут прекрасно действовать и в пустыне Сахара (если сбросить их десант туда), только вот, где они там червей искать будут… Но – атака фрименов на город? Группа людей, не использующих огнестрельное оружие, не использующая щитов – против хотя бы… имперского спецназа? Думаю, исход такого столкновения понятен и так… Спойлер – крисами фримены даже не успеют воспользоваться… Просто другой автор описал аналогичную ситуацию, когда жителей одной планеты, известных своими весьма воинственными нравами, попробовали использовать в качестве десанта – для усмирения другой планеты… Так вот, чтобы они не поубивались, ещё на территории космопорта, было подробно описано их обучение. Просто одно дело – воевать «дома», в диких условиях той же пустыни – и совершено другое, например, на индустриально развитой планете… Увы, но Герберт лишь упоминает о том, что Пауль Атридес обучал фрименов рукопашному бою и тактике партизанской войны…

Следующее, что можно отнести к недостаткам романа, это описание оружия. Автор упоминает, что в этом мире есть лазеры – лучемёты и тому подобное. Тем не менее, так как используется технология щитов, лазеры весьма ограничены в применении, ведь при попадании лазерного луча в поле, генерируемое щитом, может произойти взрыв – с мощностью, которая сильно варьируется, от уничтожения только того, что находится «под щитом», до уничтожения стрелка и того, что «под щитом». Как именно это работает, автор, увы, не разъясняет. Огнестрельного оружия, как такового, в романе нет. Есть ствольная артиллерия, при помощи которой Харконнены, прибыв на Арракис, «запечатывали» пещеры фрименов, и есть «фамильное ядерное оружие», про которое тоже ничего не сказано – в какой оно форме, как Пауль (да, я сторонник перевода Павла Вязникова) смог его достать – ведь оно, если я всё понимаю, хранилось где-то в арсенале в Арракине (город, где стоял дворец)? Зато в книге широко представлено холодное оружие – от ножей до рапир и мечей. На фехтовании завязано очень многое. Нет, можно понять разного рода церемониальные схватки, дуэли и прочее – но целые армии далёкого будущего, сражающиеся только холодным оружием, в эпоху межзвёздных перелётов и прочего? Это, можно сказать, главная недоработка романа…

Арт - https://i.pinimg.com/originals/23/32/13/233213bc4291fd8b3935eaa3acfc246b.jpg
Арт - https://i.pinimg.com/originals/23/32/13/233213bc4291fd8b3935eaa3acfc246b.jpg

Собственно, у «Дюны» есть приквелы. Они написаны сыном писателя, Брайаном Гербертом, в соавторстве с Кевином Андерсоном, одним из авторов Расширенной Вселенной «Звёздных войн». И, насколько хороша сама «Дюна», настолько же плохи приквелы… Вот, собственно, разбор книги «Батлерианский джихад» на канале Алексея Аряева.

Но все же цикл романов «Дюна» Фрэнка Герберта – это настоящий образец «золотого века» фантастики. Ведь не зря же книги, написанные более полувека назад, до сих пор вдохновляют на съемки фильмов. Но у каждого - свое видение "Дюны" и именно поэтому я не стал вставлять в текст кадры из фильма. К тому же, именно сейчас Дэни Вильнев снимает новую «Дюну» и, по информации, фильм будет максимально приближен к истории в первой книге. Посмотрим, посмотрим, обсудим в комментариях здесь или в группе ВК "Фантастический Дзен". А пока – ставим лайк и наслаждаемся

Приятным ПроЧтением!