Найти тему
Игорь Александров

Афганская правда. Последний полет на юг

… При подлете к месту высадки мы увидели целое кочевье – шатры, рядом люди, лошади, верблюды, овцы, все разбрелись по степи ...

… Когда высадились из трех вертолетов и начал заходить четвертый с реалистами, мы все увидели дым на вершине ...

(подробности читайте ниже).

Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники.

Десяток разведчиков – мой взвод со мной – провели на высоте в глубине духовского района три дня и четыре ночи. Мы вели наблюдение в направлении границы. Под конец духи обнаружили разведгруппу, но нас успели снять вертолетами. Наши наблюдения подтвердили, что ночами духи гоняют через границу автомобили сотнями.

Мое сравнительно длительное нахождение в тылу врага очень понравилось комбату. Особенно на фоне скорейшего возвращения другой роты наутро сразу после высадки. Он решил снова направить меня в тыл противника, но уже во главе разведотряда. Я пытался ему объяснить, что смог так долго просидеть на горке только благодаря отвлекающим действиям всей роты, к тому же еще и доставившей нам воду и продовольствие. Никаких засад мы не проводили, за водой не ходили, поэтому нас выпасли только через трое суток. Но комбат был непреклонен. Со мной решили направить особую группу для установки датчиков – обнаружителей комплекса «Реалия».

Датчик на местности
Датчик на местности

В случае прохождения колонны автомобилей или каравана вьючных животных информация с датчиков поступала в центр боевого управления, вызывался огонь обычной или реактивной артиллерии, если позволяла дальность, либо наводилась авиация.

Огонь БМ-21 «Град»
Огонь БМ-21 «Град»

Всего в разведотряде было 36 человек со мной, в том числе семь реалистов. Задача поставлена сложная и новая. Мало того, что нужно запутать духов и уйти от преследования после высадки, потом скрытно забазироваться и устраивать засады. Это мы раньше делали. Так еще и охранять реалистов, вывести их в заданный район и обеспечить установку датчиков. И все в тылу врага. Короче, Бранденбург-800 и зеленые береты отдыхают. С реалистами раньше мы не встречались, их возможности в бою нам неизвестны, никакой слаженности нет.

С комбатом спорить я не стал, человек он был новый, уже третий после легендарного Бориса Тукеновича Керимбаева. Сам я для себя определил задачу по установке «реалий», как наиболее важную. С засадами потом как получится, как духи позволят, тащить реалистов на засаду очень не хотелось.

В целях скрытности облет района действий накануне не совершали, хотя было бы неплохо. Но так решил комбат. Как оказалось, зря. Я изучил местность по карте. Район нам определили исходя из информации «пресс-центра». Степь, невысокие горы, снова степь. Комбат определил район высадки на равнине, потом в горы, там запутать духов, забазироваться, при этом, если надо, разделиться на группы. Потом уже установка «реалий» и засады.

Со мной летел начальник разведки батальона, тоже новый человек. Порядка подчиненности между нами установлено не было – то ли он контролер, то ли стажер, то ли старший.

Ближе к вечеру мы погрузились в две пары. Реалистам я определил четвертый вертолет, с ними начальника разведки. Он не возражал. Сам сел в вертолет к командиру. Таким образом получилось, что негласное командование у меня, потому что обычно командиры разведчиков летели также на командирском борту вертолетчиков. Погрузка закончена, взлет, курс на юг. На охоту за караванами.

На охоту за караванами
На охоту за караванами

Однако события стали разворачиваться не по нашему сценарию. При подлете к месту высадки мы увидели целое кочевье – шатры, рядом люди, лошади, верблюды, овцы, все разбрелись по степи. Вокруг колючка вытоптана. То есть они здесь не первый день . Все, включая летчиков, охренели, такого еще не было. Садится в этом районе все равно, что явиться в духовский штаб, доложить о прибытии и попросить лицензию на один караван. Шутка. Вот так информацию нам дал пресс-центр.

На ходу решил с командиром звена, что он нас высадит где-нибудь в горах – там разберемся. А если бы накануне облетели местность, такого бы не было.

Летим дальше. Прошли невысокую горную гряду, степь скрылась из виду. Облюбовали небольшую площадку между горами, начали высадку. Когда высадились из трех вертолетов и начал заходить четвертый с реалистами, мы все увидели дым на вершине.

Высадка
Высадка

Историю вспоминаем, правильно, сигнальный дым. Ведь не будут у каждого местного бачи-наблюдателя средства радиосвязи. Тем более, в горах дым надежнее. Таких совпадений не бывает. Скорее всего нас заметил пацан-наблюдатель и поторопился запалить хворост и сбежать.

Но это было мое предположение. А у меня четкий приказ – установить датчики и организовать засады. Его невыполнение грозит наказанием, но это мы переживем, Страшнее обвинение в трусости. Я остался, наверное, единственным, кто был в Панджшере. Новые офицеры меня знали мало и могли подумать, что я просто решил свалить с боевого задания.

С другой стороны, я нес моральную ответственность за жизнь 36 человек. И если нас действительно обнаружили сразу на высадке, то до утра можем не дотянуть. Что делать? Все эти мысли пронеслись в течении секунды. Надо было быстро принимать решение, а то сейчас высадят реалистов и борта уйдут.

Я решился, вызвал по «Ромашке» командира звена и попросил нас принять на борт, так как высадка обнаружена. Он и сам увидел дым. Вертолеты снова пошли на посадку. Когда мы погрузились, командир звена сказал, что в четвертом вертолете сидит мужик, который говорит, что он тут главный и не разрешает эвакуацию. Я объяснил, что он парень молодой, горячий, только приехал, шутит, наверное. Мы посмеялись и полетели домой. Я еще не знал, что это был мой последний полет на границу.

В расположении я направился на доклад. Принял меня начштаба, грамотный офицер, его звали Сергей Иванович. Я все честно рассказал, как было. Как место высадки нам определили в кочевье, как не было облета, как все увидели дым. Он принял доклад и ничего не сказал. Потом я узнал, что Сергей Иванович все-таки отодрал начальника разведки, потом его вообще убрали. Ну у них в штабе свои терки.

Через некоторое время командование батальона решило, что будем перехватывать караваны не у самой границы, а в некоторой глубине афганской территории, уже после перегрузки оружия с автомобилей на вьючных животных.

Об этом в моей следующей статье.

Предыдущие статьи Газнийского цикла:

26 статья. Афганская правда. Охотники за караванами

27 статья. Афганская правда. Улетное сафари

28 статья. Афганская правда. Хитрость против хитрости

29 статья. Афганская правда. Ответный ход духов или охота на охотников

30 статья. Афганская правда. Приключения в тылу врага

Полный перечень рассказов Рухинского цикла приведен в статье «Афганская правда. Панджшер, близкий и родной».

Перечень рассказов Гульбахорского цикла приведен в статье «Афганская правда. Южный рейд».

Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».

Парни, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту. Если не западло, поставьте лайк. Вам нетрудно, а Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, тогда больше людей сможет ознакомиться с боевым опытом.

Вся информация взята из личного боевого опыта автора. Все фотографии взяты из открытых источников