19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом сели за парты тридцать мальчиков. Они могли считать себя одновременно и школьниками и студентами: было им в среднем по 12 лет, но после окончания своего учебного заведения они могли больше нигде не учиться. Это был первый курс Царскосельского Лицея - нового для России учебного заведения, так и оставшегося единственным в своём роде.
В этом учебном заведении, по замыслу Михаила Сперанского, ближайшего советника царя Александра I, небольшое число дворянских детей должно было учиться, чтобы потом участвовать в управлении Россией.
Мальчиков было всего тридцать. Среди них были представители знатных семей, такие, как князь Александр Горчаков; были дети царских чиновников, как Иван Пущин, был среди них и правнук знаменитого "арапа Петра Великого" - Абрама Петровича Ганнибала - Александр Пушкин.
Лицеистов ждали 6 лет учёбы. Строгий режим дня, в котором чередовались "классы" и прогулки, "танцеванье" и фехтование. Домой ездить было нельзя - все лицеисты жили в Лицее в небольших комнатках, на которые деревянными, не доходящими до потолка перегородками, разделили большой зал.
Изучали множество предметов: иностранные языки, историю, географию, математику, право (юридические науки), артиллерию и фортификацию (науку о военных сооружениях), физику.
Учились серьёзно, но не упускали возможности и пошутить. Однажды на уроке лицеист Мясоедов так описал в стихах восход солнца: "Блеснул на западе (!) румяный царь природы...". Пушкин же сразу продолжил:
"И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать."
Учителей уважали и любили. Они хорошо понимали своих воспитанников. Сохранились воспоминания Ивана Пущина об учителе математики Карцове, который "вызвал Пушкина к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что же вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: "Нулю!" - "Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулем. Садитесь на своё место и пишите стихи".
Пролетели шесть лет учёбы. Пятнадцать выпускных экзаменов сданы за 17 дней. Лицей окончен 31 мая 1817 года. Лицейскую дружбу, память о "городе Лицее" они сохранят на всю жизнь. Каждый год 19 октября будут они праздновать лицейскую годовщину, вспоминая тех, кого уж нет... Первым уйдёт Николай Ржевский (в 1817 году, вскоре после выпуска), последним - Александр Горчаков (в 1883).
Горчаков станет канцлером (высшим чиновников), Кюхельбекер - декабристом, Пушкин - "солнцем русской поэзии".
И сегодня нельзя без волнения читать знаменитые пушкинские строки:
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Кто пришел в Лицей?
Когда создавался Лицей, предполагалось, что в нём будут учиться великие князья - младшие братья императора Александра I . Поэтому многие стремились поместить своих детей в это, говоря современным языком, престижное (уважаемое) учебное заведение. Вот как пишет о первом лицейском курсе Натан Яковлевич Эндельман, писатель историк, литературовед.
"...Члены царской фамилии в конце концов "не попали" в Лицей, но меж тем летом 1811 года образовался конкурс, потому что на тридцать мест было куда больше желающих. Одним (Горчакову) поможет звучный титул (князь - Рюрикович); другим - важные посты, занимаемые родственниками: у Модеста Корфа отец - генерал, видный чиновник юстиции; десятилетний Аркадий Мартынов ещё мал для Лицея, зато он крестник самого Сперанского, в отец его литератор, директор департамента народного просвещения; Ивану Малиновскому пятнадцать лет, он уже называется "иностранной коллегии студент", но отец его, Василий Федорович, назначается директором Лицея и хочет "испытать" новое заведение на собственном сыне...
...Ещё и ещё - родители - царедворцы, или отставные, или невысокие чиновники; отсутствуют отпрыски богатейших фамилий вроде Строгановых, Юсуповых, Шереметевых... Аристократы своих детей в какой-то там Лицей отдают (тем более, когда выяснили, что царские братья туда не определяются): ведь им пришлось бы в одном классе на равных учиться и, может быть, получать подзатыльники от мелкопоместных, малочиновных или (страшно подумать!), скажем, от Владимира Вольховского, сына бедного гусара из Полтавской губернии; мальчик идёт в Лицей... как первых ученик Московского университетского пансиона. В лучшем случае князьям и графам пришлось бы в Лицее водиться с Пушкиным - фамилия, конечно, древняя, но столь захиревшая (то есть хилая, чахлая, слабая)..."
Из книги Н.Я.Эндельмана "Прекрасен наш союз..."