На первый взгляд Канская степь – это обычная для гор Алтая межгорная котловина, с другой стороны, она имеет свои особенности, которые подчеркивают ее уникальность, придавая ей особый колорит и таинственность.
Необычен внешний облик Канской степи.
На ровном и приподнятом на 1050-1150 м над уровнем моря днище котловины то там, то здесь располагаются (словно сошедшие с детских рисунков) небольшие пирамидальные горы. По относительной высоте горки действительно невысокие, а в абсолютной высоте они достигают от 1400 до 1600 м. Среди этих гор много священных (родовых) для коренных жителей Алтая: Эмеген (Женщина-гора), Ëбёгён (Мужчина-гора), Баштуу (Голова-гора), Кыстуу (Девушка-гора), Балакы (имя героя). Вершины этих гор – головы; северные склоны, поросшие лесом, - спины; подножия – полы или подола (имеется в виду одежда); верхние выступы – плечи; нижние выступы – ноги. Порой, отдельные горы действительно напоминают головы богатырей, которые по плечи ушли в земную твердь.
На восточной окраине Ябоганского озера возвышается «такая богатырская голова», вглядываясь на юг - вглубь Алтая.
Местные жители поговаривают, что именно в их Канской степи есть гора, с которой виден весь Алтай.
Канская степь располагается западнее всех других межгорных котловин Алтая, что обуславливает большую ее увлажненность.
Впервые оказавшись в этой межгорной котловине, мне казалось, что пышные массивные кучевых облака, вереницей тянущихся по небу, задевая вершины Канских гор, можно потрогать рукой – так низко они проплывают над землей.
Канскую степь окружают: с юга – отроги Коргонского и Теректинского, с севера – Бащелакского и Ануйского, с востока – Семинского хребтов. Протяженность котловины с запада на восток составляет около 40 км. Ее пересекают реки: Кан, Ябоган, Кырлык, часто с заболоченными берегами. К широким поймам примыкает пологоувалистое днище степной части котловины, сложенное щебнисто-суглинистыми пролювиальными, аллювиальными и озёрными отложениями эпохи оледенения, покрытое разнотравно-ковыльными степями, которые чередуются с балками и зарослями степных кустарников. Края Канской котловины представлены крутосклонными глубокорасчлененными скалистыми и каменисто-осыпными ландшафтами с разреженным лиственничным лесом в сочетании с сухими мелкодерновинными степями.
В их поймах много небольших озёр. Болота и озерки пойм привлекают множество водоплавающих и околоводных птиц.
Всего в Канской степи зарегистрировано 17 видов животных, занесённых в Красную книгу республики Алтай. Других, подобных Канской котловине, мест с болотно-степным комплексом биологических видов в Центральном Алтае нет, поэтому здесь создан биологический заказник «Канская степь».
Легендами овеяно Ябоганское озеро, что расположено в 16 км от села Ябоган (в сторону села Усть-Кан), в 500 метрах слева от дороги.
Ябоганское озеро небольшое по размерам и «блинообразное» по форме. Вода в нем прозрачная, и от большой глубины кажется черной. Озеро, по рассказам, обладает удивительным свойством: находящуюся на середине озера лодку, без видимой причины прибивает к берегу, будто вода в центре озера приподнимается относительно его берегов.
«Около ста лет назад жил на берегу озера кам (шаман), умеющий приводить в волнение водную гладь озера. После того, как в Ябоганском озере кам обнаружил двух коней, утонувших за два года перед тем в Теньгинском озере (шаман опознал коней по клеймам - тамгам), шаман стал утверждать, что Ябоганское озеро сообщается подземной рекой с Теньгинским озером. Легенды подтверждают, что Теньгинское озеро сообщается подземной рекой с Ябоганским озером. Подземная река, наполненная слезами людей, называется Тойбодум (Ненасытная). В её водах живут огромные водяные чудовища. Через реку протянут мост из конского волоса, по которому тщетно пытаются выйти из Подземного царства души умерших».
В Канской степи, в долине реки Кан, между сёлами Ябоган и Яконур 260 лет назад кочевала ставка алтайского зайсана Омбо. Омбо был первым, кто подписал прошение к русской царице Елизавете Петровне с просьбой признать земли Горного Алтая российской территорией.
А еще в Канской степи, помимо ксерофильных, типично степных растений, произрастает удивительно красивый вид – рябчик шахматный (Fritillaria meleagris L.).
Его бордовые цветы неоднородной окраски с чередованием светлых и темных пятен, по стилю напоминают шахматную доску. Форма этого, весьма декоративного, цветка схожа с «китайскими фонариками», что по праздникам запускают в небо. Рябчик шахматный имеет Евразийский ареал распространения, встречается в Европе, Средиземноморье, Азии. Растёт в лесах, на лугах, луговых болотах, сырых местообитаниях. Цветёт в мае-июне. Рябчик шахматный занесён в Красную книгу республики Алтай как уязвимый вид.
Итак, в очередную свою экспедицию по Алтаю, мы поехали в Канскую степь. На этот раз нас интересовали наскальные рисунки. И начали поездку мы с села Кырлык, а точнее с Кырлыкской школы. В поисках информации для своих путеводителей по Алтаю, мы объехали почти все села республики. Организации, куда чаще всего мы обращались за информацией и информаторами – это школы, где работают знающие, отзывчивые селяне. Так случилось и в этот раз. Село и сама школа весьма добротные. На ее пороге нас перенаправили в школьную библиотеку. Оказалось, что действительно, библиотекарь и, по совместительству, хозяйка местного музея – Светлана Николаевна Чабачакова - нам уделила время и даже саморучно показала интересное местонахождение петроглифов в логе Ламах. В 2009 году петроглифы лога Ламах я уже снимала, их мне показывал Мерген (Клешев Вячеслав Айдынович). Но в этот раз (в мае 2015 года) мы здесь нашли и другие наскальные рисунки, так как тщательно все осмотрели. Основная композиция изображает бегущих оленей и нападающего на них снизу хищного существа с раскрытой пастью.
Правее на скалах лога мы рассматривали и снимали изящных козерогов с подогнутыми в процессе бега ногами и серповидно изогнутыми рогами.
Далее, Светлана Николаевна нам «махнула рукой» в сторону еще одного лога, что располагается к северо-западу от лога Ламах, за животноводческой стоянкой. Более 2 часов мы осматривали скалы, с вершин которых открывался прекрасный вид на село Кырлык, Коргонские белки и Канскую степь.
Село Кырлык расположено в широкой долине одноименной реки – правого притока реки Чарыш. С алтайского языка кырлык – «имеющая возвышенности» (на Алтае высокие горы называют – «тайга», небольшие – «кырлык»). Население села составляет 1126 человек, как населенный пункт оно существует с 1625 года. Известно это село следующими также «загадочными» событиями: первое из них связано с ожиданием пришествия «Белого Бурхана»; второе связано с Трансгималайской экспедицией Н.К. Рериха. В основу учения о Белом Бурхане (бурханизме) легла не только легенда об Ойроте, но и достоверные события. Что касается Н. К. Рериха, то местность в окрестностях села Кырлык он счёл привлекательной для детальных обследований. На основании увиденных пещер, услышанных легенд и рассказов старожилов, Н. К. Рерих писал, что в «…Кырлыке могут находиться выходы из Трансазиатских подземелий». В 1935-1936 годах Рерихом была написана картина «Буддийские пещеры. Кырлык», местонахождение которой, неизвестно. В своем дневнике в 1926 году Рерих отмечал: «Остановились в Кырлыке, придется здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. В скалах, стоящих над Кырлыком, чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли».
Пещерки и гроты здесь встречаются по горам почти повсеместно. Отдельные имеют мировую известность и обросли легендами, например, Усть-Канская пещера, другие вполне интересны для массового автотуриста, путешествующего по Алтаю.
Вернемся к петроглифам окрестностей Кырлыка. Здесь по скалам чаще всего встречались одиночные наскальные рисунки, но нам посчастливилось найти и цельные композиции, отражающие не только мастерство «камнеписцев», но и характер их занятий. Из промысловых животных на скалах хорошо различимы: козероги, бараны, олени. В процессе поисков Слава наткнулся на весьма интересный «этажный» рисунок: на рогах более крупного оленя нарисован козерог, причем, рога оленя плавно переходят в ноги козерога. Точно такой же «этажный» рисунок мы нашли и в долине Катуни на скалах Санкова поля, что достаточно далеко от Канской степи.
Нам запомнилось еще одно скопление петроглифов: на серых скалах, обращенных к югу, начертаны силуэты оленей (самца и самок). Самец располагался в верхнем правом углу наскального полотна, а ниже нарисованы самки, причем, их шеи имели разный угол наклона.
Другое наскальное полотно показывало сцену охоты, в которой участвовали козероги, бараны и их потомство, загоняемые собаками.
Интересно и то, что еще в 1927 году местным жителем - Эрке Шатиным на северо-западной окраине села Ябоган был найден уникальный камень с рунической надписью, которая состоит из 6 строк и 113 рун, являющаяся, таким образом, самым длинным руническим текстом, найденным в Горном Алтае. Сегодня камень экспонируется в Национальном Музее Республик Алтая (г. Горно-Алтайск).
До этой майской экспедиции Канская степь казалась нам обедненной петроглифами, но осмотренные наскальные рисунки окрестностей села Кырлык, это опровергли.
Здесь, в Канской степи еще нет массового туриста, видимо, информации об ее археологическом, культурном и природном наследии в СМИ крайне мала. А вот тайны свои Канская степь все еще бережно хранит или охраняет.
Путешествия продолжаются…… Ольга Шадрина, фото автора