О том, что игры-головоломки полезны и взрослым, и детям в отечественной педагогике говорили еще с начала 20 века. Во времена Н. К. Крупской в нашем отечестве дидактическим играм уделяла внимание, например Ю. И. Фаусек.
Наши педагоги изучали теорию Монтессори (в ее основе как раз лежит развитие детей с помощью игр, в том числе пазлов). Интенсивно развиваться эта система стала у нас в стране только с 90-х, после распада советского союза.
Пазлами в статье мы называем не только складные картинки из бумаги или картона, но и элементы из разных материалов мозаичного типа (пластмасса, ткань).
Играем с детьми в "пазлы" каждый день: 3 причины почему мы это делаем
Сейчас почти в каждом доме, где есть детки, можно встретить пазлы. Они доступны по цене и легки в эксплуатации. Часто даже сами взрослые бывают не против собрать замысловатую картинку.
Мы собираем с детьми пазлы каждый день, и тому есть 3 очень веские причины:
1. Пазлы развивают ребенка физически:
- развитие мелкой и крупной моторики - это необходимо и для будущего письма, речи, для совершенствования мозга вообще;
- происходит координация рук и глаз, что тоже очень важно для общего развития.
2. Пазлы развивают все мозговые функции:
- ребенок учится анализу и синтезу,
- сравнивает,
- осознает, что весь окружающий мир состоит из прочно взаимосвязанных вещей (бессознательное самосознание),
- активизируется воображение и ассоциативное мышление (особенно, если у ребенка перед глазами нет готовой картинки результата),
- формируется речь и расширяются знания об окружающем мире (пазлы с животными, природой, вещами обихода, техники, цветами, геометрией).
3. Пазлы развивают эмоции детей и делают вместе играющих более сплоченными
- если получается легко собрать головоломку, ребенок обычно рад. Если нет, мы наблюдаем противоположные эмоции. Малыш учится решать проблему,
- когда вместе в пазлы играют дети, или дети и родители, это положительно сказывается на их взаимоотношениях. Они друг друга поддерживают, где надо, подсказывают.
3 игры-головоломки, которые я делаю из подручных средств
1. Картонные пазлы из подручных средств:
Пазлы из использованных картонных коробок: из-под порошка, каш, игрушек и др. Можно использовать все, на чем есть интересная, желательно, яркая картинка.
Вот, к примеру, пазл из коробки из-под порошка:
2. Головоломка "Соотнеси предмет и его очертание". Эта игра делается легко:
- берем лист бумаги и любые предметы, которые мы можем обвести (детали от пирамидки, конструктор, плоские игрушки);
- с помощью фломастера обводим эти предметы,
- предлагаем ребенку соотнести предмет и его очертание.
3. Игра-соревнование "Угадай, какие предметы я "нарисовал""
Эта игра-головоломка - своеобразный усложненный вариант предыдущей.
Этапы ее проведения:
- Ребенок-водящий обводит любые предметы (за исключением мягких игрушек), которые умудряется вместить на лист формата А4. Брать можно все, что угодно - кухонная лопатка, зубная щетка, конструктор.
- Все обведенные предметы складываются в "кучку". Далее к этой "кучке" добавляются любые другие предметы, чтобы запутать тех, кто будет разгадывать.
- Остальные начинают отгадывать.
- Дети водят по очереди.
Для этой игры удобнее использовать не обычные листы, а, например, доску для рисования или доску для лепки. Потом начерченное стирается, и игра начинается заново.
Самой большой популярностью у нас пользуется именно последняя игра. Наверно, в доме уже нет маленьких предметов, которые бы уже не пытались обводить дети.
Главное - потом не забывать сразу убрать следы фломастера с вещей. Зачем нужны такие сложности? Наши дети почему-то не особо жалуют магазинные пазлы. А вот такие домашние головоломки, в создании которых участвуют, "щелкают" с огромным удовольствием.
А как Ваши детки относятся к пазлам и вообще дидактическим играм?