Найти тему

Играем с детьми в "пазлы" каждый день: 3 причины почему мы это делаем и 3 игры-головоломки, которые я делаю из подручных средств

Оглавление

О том, что игры-головоломки полезны и взрослым, и детям в отечественной педагогике говорили еще с начала 20 века. Во времена Н. К. Крупской в нашем отечестве дидактическим играм уделяла внимание, например Ю. И. Фаусек.

Наши педагоги изучали теорию Монтессори (в ее основе как раз лежит развитие детей с помощью игр, в том числе пазлов). Интенсивно развиваться эта система стала у нас в стране только с 90-х, после распада советского союза.

Пазлами в статье мы называем не только складные картинки из бумаги или картона, но и элементы из разных материалов мозаичного типа (пластмасса, ткань).

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Играем с детьми в "пазлы" каждый день: 3 причины почему мы это делаем

Сейчас почти в каждом доме, где есть детки, можно встретить пазлы. Они доступны по цене и легки в эксплуатации. Часто даже сами взрослые бывают не против собрать замысловатую картинку.

Мы собираем с детьми пазлы каждый день, и тому есть 3 очень веские причины:

1. Пазлы развивают ребенка физически:

  • развитие мелкой и крупной моторики - это необходимо и для будущего письма, речи, для совершенствования мозга вообще;
  • происходит координация рук и глаз, что тоже очень важно для общего развития.

2. Пазлы развивают все мозговые функции:

  • ребенок учится анализу и синтезу,
  • сравнивает,
  • осознает, что весь окружающий мир состоит из прочно взаимосвязанных вещей (бессознательное самосознание),
  • активизируется воображение и ассоциативное мышление (особенно, если у ребенка перед глазами нет готовой картинки результата),
  • формируется речь и расширяются знания об окружающем мире (пазлы с животными, природой, вещами обихода, техники, цветами, геометрией).

3. Пазлы развивают эмоции детей и делают вместе играющих более сплоченными

  • если получается легко собрать головоломку, ребенок обычно рад. Если нет, мы наблюдаем противоположные эмоции. Малыш учится решать проблему,
  • когда вместе в пазлы играют дети, или дети и родители, это положительно сказывается на их взаимоотношениях. Они друг друга поддерживают, где надо, подсказывают.

3 игры-головоломки, которые я делаю из подручных средств

1. Картонные пазлы из подручных средств:

Пазлы из использованных картонных коробок: из-под порошка, каш, игрушек и др. Можно использовать все, на чем есть интересная, желательно, яркая картинка.

Вот, к примеру, пазл из коробки из-под порошка:

Фото из личного архива
Фото из личного архива

2. Головоломка "Соотнеси предмет и его очертание". Эта игра делается легко:

  • берем лист бумаги и любые предметы, которые мы можем обвести (детали от пирамидки, конструктор, плоские игрушки);
  • с помощью фломастера обводим эти предметы,
  • предлагаем ребенку соотнести предмет и его очертание.
Фото из личного архива - Головоломку для младших сделала старшая сестра
Фото из личного архива - Головоломку для младших сделала старшая сестра

3. Игра-соревнование "Угадай, какие предметы я "нарисовал""

Эта игра-головоломка - своеобразный усложненный вариант предыдущей.

Этапы ее проведения:

  1. Ребенок-водящий обводит любые предметы (за исключением мягких игрушек), которые умудряется вместить на лист формата А4. Брать можно все, что угодно - кухонная лопатка, зубная щетка, конструктор.
  2. Все обведенные предметы складываются в "кучку". Далее к этой "кучке" добавляются любые другие предметы, чтобы запутать тех, кто будет разгадывать.
  3. Остальные начинают отгадывать.
  4. Дети водят по очереди.

Для этой игры удобнее использовать не обычные листы, а, например, доску для рисования или доску для лепки. Потом начерченное стирается, и игра начинается заново.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Самой большой популярностью у нас пользуется именно последняя игра. Наверно, в доме уже нет маленьких предметов, которые бы уже не пытались обводить дети.

Главное - потом не забывать сразу убрать следы фломастера с вещей. Зачем нужны такие сложности? Наши дети почему-то не особо жалуют магазинные пазлы. А вот такие домашние головоломки, в создании которых участвуют, "щелкают" с огромным удовольствием.

А как Ваши детки относятся к пазлам и вообще дидактическим играм?