Найти в Дзене

TOYOTA Land Cruiser это... JEEP? Война и японский автопром.

История начинается с того, как в 1941 году, после оккупации Филлипин, японскими войсками на подконтрольной им территории был обнаружен необычный автомобиль (по некоторым данным несколько). Это был американский "Bantam BRC-40" - тот самый, первый американский серийный армейский внедорожник, разработанный компанией " Bantam". (С массовым производством которого для нужд военного времени компания не справилась, в результате чего документация была передана на заводы компании "Willys - Overland Motors" и "Ford", после чего и появились знаменитые автомобили "Willys MB" и "Ford GPW"). У японской армии подобного внедорожника не было, первый японский внедорожник "Mitsubishi РХ33", построенный в 1934 году специально для командующего Квантунской Армии, оказался слишком сложным и дорогим для производства, и дальше опытных разработок дело не двигалось. А использовавшийся в армии полноприводной "Kurogane Type 95", предназначавшийся для войск в Манчжурии и выпускавшийся небольшими сериями, не устра
(фото autowp.ru)
(фото autowp.ru)

История начинается с того, как в 1941 году, после оккупации Филлипин, японскими войсками на подконтрольной им территории был обнаружен необычный автомобиль (по некоторым данным несколько). Это был американский "Bantam BRC-40" - тот самый, первый американский серийный армейский внедорожник, разработанный компанией " Bantam". (С массовым производством которого для нужд военного времени компания не справилась, в результате чего документация была передана на заводы компании "Willys - Overland Motors" и "Ford", после чего и появились знаменитые автомобили "Willys MB" и "Ford GPW").

У японской армии подобного внедорожника не было, первый японский внедорожник "Mitsubishi РХ33", построенный в 1934 году специально для командующего Квантунской Армии, оказался слишком сложным и дорогим для производства, и дальше опытных разработок дело не двигалось. А использовавшийся в армии полноприводной "Kurogane Type 95", предназначавшийся для войск в Манчжурии и выпускавшийся небольшими сериями, не устраивал военных слабым двигателем и легковыми формами кузова. Поэтому японское военное командование приняло решение отправить доставшийся им автомобиль в Японию, на завод "Toyota", чтобы создать подобный автомобиль для императорской армии.

Bantam BRC-40 (фото pinterest.ru)
Bantam BRC-40 (фото pinterest.ru)

Автомобиль благополучно прибыл на завод, и в 1942 году началось создание японского образца методом "реверс-инжиниринга", как красиво говорят на Западе (или "содрать" конструкцию, как проще говорят у нас). Первый прототип на "Toyota" успели сделать в том же 1942 году, использовав двигатель и КПП от седана "Toyota AE". Автомобиль получил название "Toyota АК-10", Однако с серийным, массовым выпуском возникли сложности, много времени ушло на организацию производства передних мостов и прочих комплектующих, в итоге - к концу войны удалось выпустить всего около десятка таких автомобилей.

Toyota АК-10 - "содранный" Bantam (фото motor.ru)
Toyota АК-10 - "содранный" Bantam (фото motor.ru)

Вторая часть этой истории начинается в 50-ых годах прошлого века. Здесь надо сделать небольшое отступление о ситуации в Азии. Поддерживаемое СССР коммунистическое движение в Азии крепло, усиливался Китай, в 1950 году началась война в Корее, и Америке было выгодно сделать из Японии мощный капиталистический оплот в Азии. Так недавние враги стали друзьями и союзниками, "со всеми вытекающими" в виде широкой американской помощи в развитии послевоенной Японии. Не обошла помощь и японский автопром. Среди прочего, война в Корее увеличила потребность в армейских внедорожниках, и правительство США в 1950 году отдало заказ на постройку 100 автомобилей, сравнимых по характеристикам с "Willys M38 Jeep", Японии. Тендер выиграла "Toyota", где уже имелся опыт "обдирать" американский внедорожник, и была, в общем, проведена подготовка производства.

Willys M38 Jeep (MC) (фото autowp.ru)
Willys M38 Jeep (MC) (фото autowp.ru)

Уже в январе 1951 года "Toyota" изготовила первый прототип, а в июле второй, с учётом недостатков первого. Двигатель использовался свой, тип "В", объемом 3,4 литра и мощностью 86 л.с. На испытаниях второй прототип поднялся на гору Фудзияма до рекордной отметки 2390 метров, что было широко разрекламировано, автомобиль вызвал интерес, и помимо заказа американской армии, автомобиль заказали национальные силы полицейского резерва, министерства лесного и сельского хозяйства и энергетические компании. И уже до конца года с конвейера сошли 298 автомобилей. А назывались они... "Toyota Jeep BJ".

Toyota Jeep BJ 1951–52гг. (фото autowp.ru)
Toyota Jeep BJ 1951–52гг. (фото autowp.ru)

В 1953 году была проведена небольшая модернизация автомобиля, и начались его свободная продажа для гражданских лиц.

Toyota Jeep BJ 1953–54гг. (фото autowp.ru)
Toyota Jeep BJ 1953–54гг. (фото autowp.ru)

Дело, как говорится, пошло. Однако, тут спохватились юристы компании "Willys-Overland", который предъявили претензии к "Toyota", что название и бренд "Jeep" является их собственностью. Пришлось срочно придумывать для автомобиля новое имя. Выручил технический директор "Toyota" - Хендзи Умехара, предложивший переименовать автомобиль в "Land Cruiser". По легенде, желание руководителей "Toyota" было: "чтобы название звучало так же хорошо, как и Land Rover", и предложение Хендзи Умехары приняли. Правда, американский "Studebaker" в 1951 году уже выпускал автомобиль с названием "Studebaker Commander Land Cruiser", но со стороны "Studebaker" никаких претензий не поступало.

Studebaker Commander Land Cruiser 1951г. (фото automotive-heritage.ru)
Studebaker Commander Land Cruiser 1951г. (фото automotive-heritage.ru)

В связи с произошедшими событиями, в 1954 году "Toyota" произвела рестайлинг передней части автомобиля, и с конвейера пошли первые "Toyota BJ Land Cruiser". Правда название ещё содержало в себе буквы "BJ" - по типу двигателя и названию прототипа. Теперь автомобиль заказали и японские пожарные.

Toyota BJ Land Cruiser 1954-1955гг. (фото autowp.ru)
Toyota BJ Land Cruiser 1954-1955гг. (фото autowp.ru)

А с 1955 года модель наконец получила собственное имя "Land Cruiser" без всяких лишних букв в названии. К тому же на автомобиль установили новый двигатель тип "F", объёмом 3,9 литра и мощностью 105 л.с. Дальше - больше: в 1956 году "Toyota" начинает продажи "Land Cruiser" на зарубежных рынках. И в 1958 году начинается экспорт в США. В этом же году было начато производство автомобилей "Land Cruiser" в Бразилии.

Toyota Land Cruiser (20/30) 1955–1960гг. (фото autowp.ru)
Toyota Land Cruiser (20/30) 1955–1960гг. (фото autowp.ru)

С появлением в 1960 году автомобиля "Toyota Land Cruiser" 40-ой серии и вовсе началось победное шествие "Land Cruiser" по миру.

Toyota Land Cruiser Canvas Top (FJ40) 1960–63гг. (фото autowp.ru)
Toyota Land Cruiser Canvas Top (FJ40) 1960–63гг. (фото autowp.ru)

Если статья Вам понравилась, подписывайтесь на канал, есть ещё много интересного материала. Спасибо за Ваш интерес к статье и за "лайки".