Льва Николаевича Кекушева можно с уверенностью назвать основателем уникальной архитектурной "школы" московского модерна. Будучи пионером этого стиля, архитектор коренным образом повлиял на его формирование, а созданные им постройки радуют москвичей и гостей столицы и в наши дни!
В этой статье я в краткой форме расскажу вам о биографии зодчего, после чего перейду к описанию самых выдающихся его творений. Сразу скажу - сегодня их будет много, так что и объём статьи довольно большой - прошу отнестись к этому с пониманием: в более короткой форме рассказать о деятельности столь выдающегося архитектора было бы просто невозможно!
Биография
Родился Лев Николаевич Кекушев в Вильнюсе в 1862 году. Среднее образование он получил там же, однако профессиональное обучение он прошёл уже в Санкт-Петербурге, в Институте гражданских инженеров. Самыми первыми проектами архитектора были утилитарные сооружения на территории скотобоен на Московском проспекте (близ Обводного канала).
Как известно, в Петербурге архитекторов было великое множество, и начинающему зодчему было очень сложно получить заказ для самостоятельной деятельности. Так что Кекушев принял решение перебраться в более перспективную в этом плане Москву, что он и сделал в 1890 году. С этого судьбоносного переезда и началась творческая карьера архитектора.
О деталях биографии, связанных с творчеством зодчего, я подробнее расскажу на примере его построек, так что дам краткую характеристику жизни Кекушева в Москве. А сказать тут можно одно - за время своей деятельности Кекушев стал одним из самых почитаемых архитекторов в городе. Заказы ему давали самые знатные купцы и богачи того времени - для них он строил особняки в своём неповторимом стиле.
Пик творчества архитектора пришёлся на 1898-1906 годы. Именно тогда Лев Николаевич создал практически все свои известные постройки. Однако, после 1906 года востребованность архитектора сошла на нет - во многом на это повлиял спад интереса заказчиков на сам стиль модерн.
Последняя постройка архитектора датирована 1913 годом - после этого Кекушев буквально пропал из истории, о нём больше не было ни одного упоминания ни в газетах, ни в мемуарах. Долгое время судьба архитектора была тайной, покрытой мраком, однако уже в постсоветское время была обнаружена автобиография дочери Льва Николаевича, в которой говорилось о том, что её отец провёл последние годы своей жизни в психиатрической клинике: с 1913 по 1917 год.
Сложно сказать, как обстояли дела на самом деле. Неизвестно, в связи с чем и с каким диагнозом Кекушева поместили в лечебницу и, боюсь, что мы никогда этого и не узнаем. Не знаем мы и о месте погребения зодчего. Доподлинно известно только одно - с 1913 года архитектор прекратил всяческую творческую деятельность, и в "миру", на публике, он тоже больше не появлялся.
Вот такое печальное завершение жизни у столь талантливого и важного для культуры России архитектора.
Особенности архитектурного стиля
Архитектурный стиль Кекушева можно назвать уникальным - все постройки Льва Николаевича легко узнаваемы и сильно отличаются от работ его коллег-современников. Несомненно, при формировании своего стиля Кекушев вдохновлялся работами европейских архитекторов, но это точно нельзя называть копированием или полным заимствованием. Он привнес в московский модерн то, чего не было у его западных коллег.
Забавно, что одной из отличительных черт, которыми Кекушев наделял свои постройки, являются образы львов. Это могли быть как скульптуры, так и маски на фасадах зданий. Как вы, наверное, уже догадались, данный зверь был выбран архитектором не случайно, ведь его самого звали Лев. Довольно необычный и забавный подход к оформлению деталей своего архитектурного "почерка"!
Пожалуй, самой узнаваемой чертой архитектуры Кекушева являются закруглённые арочные формы - они присутствуют буквально в каждой постройке архитектора. Обычно форму арки Лев Николаевич придавал оконным и дверным проёмам. Кроме того, зачастую Кекушев располагал двери и окна домов в углублениях на фасаде, что придавало постройкам внешнюю "монолитность".
Изучив некоторые особенности стиля Кекушева, предлагаю перейти к тем постройкам, которые я выделил в его творчестве. Заранее отмечу, что в этой статье я рассматриваю только те здания, которые сохранились до наших дней. Все фотографии в статье сделаны лично мной.
Особняк Листа
Дата постройки: 1898-1899
Адрес: Глазовский переулок 8, метро "Смоленская"
Особняк Листа является не только первой самостоятельной постройкой Кекушева, но и первым в Москве (и одним из первых в России) архитектурным объектом, выполненным в стиле модерн. Другими словами, строительство особняка Листа положило начало повсеместному распространению модерна в нашей стране.
Строить особняк в совершенно новом для России стиле - решение достаточно смелое, и во многом оно было связано с тем, что Кекушев возводил его для самого себя (на свои средства), а значит при проектировании постройки он имел полную творческую свободу и не был ограничен пожеланиями заказчика. Впрочем, судя по тому, что уже через год особняк был куплен немецким предпринимателем Отто Листом, риск Кекушева был оправдан, а архитектура модерна пришлась по вкусу москвичам.
Особняк Листа обладает невероятно интересной архитектурой, его можно рассматривать очень долго - обилие деталей на фасаде поражает! Помимо типичных для Кекушева черт, о которых я уже говорил ранее, хочется отметить мозаичные панно, на которых изображены растения и обитатели речного дна (характерные для модерна картины дикой природы).
Отдельного внимания заслуживает и сама отделка здания: в ней Кекушев создаёт контраст между кирпичной кладкой на самом фасаде (кладка, к слову, выполнена в очень приятной для глаза цветовой гамме) и тарусским мрамором, которым отделаны наличники и парадный вход. Лично мне импонирует также небольшая угловая лоджия с миниатюрной колонной-подпоркой - эта деталь придаёт зданию атмосферу уюта, а также делает его узнаваемым среди других построек Кекушева!
В общем, не дом, а настоящее произведение искусства, и фотографией его красоту в полной мере, увы, не передать. Так что приходите посмотреть на особняк Листа вживую, не пожалеете!
Стоит отметить, что небольшой по размерам, особняк оказал огромное влияние на формирование творческого стиля Льва Кекушева, а также на развитие русской архитектуры в целом. Кроме того, особняк пришёлся по нраву многим богатым и именитым жильцам (это не удивительно, ведь качественная и интересная архитектура всегда притягивала к себе богатых владельцев, обладающих хорошим чувством вкуса). Но на подробное описание жизни жильцов особняка Листа одной статьи точно не хватит, так что предлагаю перейти к следующей постройке Кекушева.
Особняк Коробкова
Дата постройки: 1899
Адрес: Пятницкая улица, 33-35
Очень интересная постройка Кекушева, в которой мотивы арок в оформлении оконных проёмов достигают своего апогея. Протяжённое вдоль Пятницкой улицы здание выделяется из окружающих домов не только красивым декором, но и гармоничным ритмом, созданным с помощью непрерывного ряда окон второго этажа.
Отмечу также, что в этом доме Кекушев активно использует некоторые барочные детали. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на оформление башенки в левой части особняка - крупное арочное окно богато украшено различными деталями: здесь вам и роскошная лепнина, и кариатиды (скульптуры, играющие роль опоры карниза). Да и завершение этой башенки тоже радует глаз: серебряная черепица в виде чешуи увенчана красивой решёткой со львами (тема львов соблюдена и в этом здании)!
Лично на меня особняк Трифона Коробкова произвел особенно сильное впечатление: вокруг него на Пятницкой улице больше нет настолько роскошных и красивых зданий (я думаю, что этот особняк вполне может побороться за звание самой красивой жилой постройки Замоскворечья)!
Особняк Кекушевой
Дата постройки: 1900-1903
Адрес: улица Остоженка 21
Особняк Кекушевой - одна из самых ярких и выразительных работ Льва Николаевича за всю его творческую карьеру. Ну и лично для меня эта работа является любимой не только у Кекушева, но и одной из любимых среди всех зданий Москвы.
Для начала отмечу, что при строительстве особняка был использован слегка доработанный проект, уже существовавший ранее: Кекушев создал его по заказу Саввы Мамонтова для строительства особняка в совсем другом месте, но, в связи с арестом и разорением последнего, Лев Николаевич, дабы реализовать уже существующий удачный проект, решил использовать его при строительстве особняка по заказу своей жены (то есть, строил он его для своей же семьи, а значит и для себя).
Во внешнем виде здания наблюдаются все характерные черты построек Кекушева: начиная от арочных углублённых окон, заканчивая выразительной скульптурой Льва, обосновавшейся на крыше дома. Стоит ли говорить о качестве материала, использованного Кекушевым при строительстве собственного особняка? Оно, как и всегда у построек Кекушева, на высоте!
Отмечу ещё одну очень интересную деталь этой постройки: крупную, несимметричную относительно фасада башню, придающей особняку схожесть с европейским замком. И действительно, человеку, которому доведется случайно наткнуться на особняк Кекушевой во время прогулки, может ненароком показаться, что он находится не в Москве, а где-нибудь в Вене или в Дармштадте - и всё это из-за внешнего вида особняка!
Из своего личного опыта могу добавить, что особняк Кекушевой пользуется очень большим спросом среди москвичей или гостей столицы: пока я фотографировал и изучал его и соседние с ним здания (на Остоженке вы можете наблюдать целый комплекс построек, созданных про проектам Кекушева), я заметил, что практически каждый человек, проходящий мимо этого дома, либо делал фото с особняком, либо просто останавливался им полюбоваться (во всяком случае, не было прохожих, не обративших на него внимания). Так что творение Кекушева актуально и интересно людям и в наши дни - не это ли признак по-настоящему прекрасной архитектуры?
Особняк Лыжина
Дата постройки: 1901
Адрес: улица Остоженка 24
Ну а напротив особняка Кекушевой находится ещё одно творение Льва Николаевича -особняк Лыжина, который сильно отличается от своего "соседа" - он выглядит гораздо более строгим из-за своих прямых форм и более скромного декора. Впрочем, строгость форм не удивительна - Кекушев перестраивал особняк из уже существующего здания, а не строил его с нуля.
Прекрасную архитектуру особняка дополняет довольно необычный цвет его стен - сочетание сиреневого и бирюзового делают постройку очень запоминающейся!
На самом деле, факт оформления фасадов особняка Лыжина Кекушевым сам по себе кажется мне забавным: выходит, что Лев Николаевич улучшает и "осовременивает" внешний вид дома своего соседа напротив! Как видите, в те времена неплохо было иметь в качестве соседа ведущего архитектора своего времени!
Доходный дом Кекушевой и доходный дом Грязнова
Дата постройки: 1901
Адрес: улица Остоженка 17
Завершают архитектурный ансамбль Кекушева на Остоженке два доходных дома, которые я решил объединить в один пункт, так как они соединены по "Петербургскому" принципу - между зданиями нет прохода, они построены "сплошным фасадом". Да и возведены они были в одно время - просто заказчики у них разные.
Начну с доходного дома Кекушевой. Стилистически он хорошо дополняет расположенный по соседству особняк (со львом на крыше), а плавные изгибы форм здания и углубленные в фасад окна делают дом узнаваемым и сразу намекают нам на то, что эту постройку спроектировал Лев Николаевич.
Любопытно, что и этот доходный дом, и особняк официально были записаны на жену Льва Николаевича, Анну Иоанновну (с которой, к слову, Кекушев жил не до конца своих дней - они разошлись ещё в начале 1910-х годов). В чём причина оформлений всей недвижимости зодчего на жену - я, честно говоря, не знаю. Но факт остаётся фактом.
Однако вернёмся к архитектурной деятельности Кекушева и рассмотрим соседнюю постройку - доходный дом Грязнова. Это здание немного отличается от дома Кекушевой: его окна лишены грациозной плавности, но при этом она всё ещё присутствует в оформлении входной группы - я имею в виду козырёк над дверью в форме арки. Да и в целом дом Грязнова выглядит проще, чем собственный доходный дом архитектора. Впрочем, это не мешает этим постройкам гармонично сочетаться и составлять цельный архитектурный ансамбль!
Особняк Миндовского
Дата постройки: 1903-1904
Адрес: Поварская улица 44/2
Ещё один шедевр Льва Кекушева, внешний вид которого вряд ли может оставить кого-то равнодушным - в такое красивое здание просто нельзя не влюбиться!
Особняк Миндовского, как и расположенный по соседству особняк Понизовского (в наши дни он перестроен и, увы, не представляет особого интереса), были построены в одно время по заказу торгово-строительного акционерного общества - организации, по своему роду деятельности напоминающей современные строительные компании: они возводили недвижимость и продавали её "под ключ". В то время такой подход был редкостью - почти всегда заказчиком изначально выступал будущий владелец, без посредников.
Как и другие постройки Кекушева, особняк Миндовского изобилует плавными округлыми формами: фасад как будто-бы сделан из воды, по которой идёт волна, а голубой цвет стен лишь способствует такому восприятию дома!
В отличии от более ранних построек, в особняке Миндовского Кекушев использует все самые яркие приёмы московского модерна: плавные изгибы форм здания, которые я уже упомянул ранее, окна причудливых форм, маски девушек в верхней части дома, асимметрию фасадов. Так что особняк Миндовского можно назвать не только одним из самых красивых домов Москвы, но и настоящим образцом архитектуры московского модерна!
Правда есть у особняка Миндовского и немного нетипичные детали. К ним бы я отнёс скульптуру девушки на крыше здания - других домов той эпохи с подобной статуей я, честно говоря, не припомню.
Лично на мой вкус, особняк Миндовского является одной из лучших работ Льва Кекушева (больше него мне нравится только лишь особняк Кекушевой на Остоженке).
Гостиница Метрополь (в соавторстве с другими архитекторами и художниками)
Дата постройки: 1899-1905
Адрес: Театральный проезд 2
Гостиницу Метрополь можно с уверенностью назвать настоящей "энциклопедией" московского модерна: над ней трудилась целая команда архитекторов и художников, а проекты здания изменялись прямо во время строительного процесса. Причём происходило это как намеренно (конкурс на фасады здания разыгрывался несколько раз по воле заказчика), так и по воле случая (пожар на строительной площадке в 1901 году очень сильно повредил здание, так что его внутренняя отделка была в который раз кардинально изменена).
На самом деле, про Метрополь можно рассказать огромное количество интересных вещей: начиная от эксцентричного заказчика Саввы Мамонтова, и заканчивая невероятным переплетением творческих путей архитекторов этого здания. В будущем я обязательно посвящу этой постройке отдельную статью. Ну а тема этой публикации - творческий путь архитектора Льва Кекушева, так что давайте акцентируем внимание именно на нём.
Кекушев сыграл важную роль в строительстве Метрополя: именно он создал первоначальный проект здания, ему принадлежит авторство планировки гостиницы и общее настроение оформления её фасадов. Однако, спустя некоторое время после начала строительства главным архитектором гостиницы был назначен другой зодчий, Вильям Валькот - теперь он отвечал за внешний вид здания. Однако, Кекушев всё равно влиял на деятельность Валькота - можно сказать, что они работали в паре, так что разобраться: в чём конкретно заслуга каждого из архитекторов просто невозможно.
Сложно сказать - является ли Метрополь главной постройкой в жизни Кекушева. По масштабам строительства - бесспорно да, но вот по вкладу в процесс проектирования - сомнительно. Всё-таки Метрополь - это плод работы множества талантливых архитекторов того времени, одним из которых был и Кекушев, но называть его главным создателем гостиницы было бы неправильно.
Доходный дом Исакова
Дата постройки: 1904-1906
Адрес: улица Пречистенка, 28
Доходный дом на Пречистенке, построенный Кекушевым в 1906 году, считается одним из самых красивых доходных домов Москвы в стиле модерн. Все те черты, которые Лев Николаевич использовал в своих более ранних постройках, он воплотил в доме Исакова, но сделал это грамотно, без нарочитости - умело и со вкусом!
Как и в прошлых постройках Кекушева, дом Исакова обладает выразительной пластичностью: мотив волны начинается с боковых эркеров, а завершается металлическим карнизом, совершающим плавный изгиб по центру.
Отдельного внимания заслуживает оформление последнего этажа здания. Вообще, для московского модерна характерен следующий приём: архитектор повышает насыщенность декора на фасаде постепенно - от первого невыразительного этажа до последнего, оформленного ярче всего. Такая же история и у дома Исакова: пятый этаж здания оформлен особенным образом: он ярко выделяется на фоне остального здания своим богатым орнаментом, а посередине дома расположено крупное круглое окно, вокруг которого восседают две горельефные женские фигуры - выглядит очень красиво!
Ну и куда без "подписи" своего творения? Да, у этого здания тоже есть львы: это конечно не статуя, а всего лишь маски в оформлении карниза, так что человек, не знающий об этой особенности построек Кекушева, эти, хоть и маленькие, но очень интересные детали вряд ли заметит.
Заключение
Как видите, архитектурная карьера Кекушева стремительно взлетела в 1899 году (после строительства особняка Листа), и не менее стремительно погасла после 1906 года - именно в эти семь лет Лев Николаевич создал всё то, что потом назовут "Москвой Кекушева".
Надеюсь, что мой рассказ не слишком сильно вас утомил. Статья получилось длинной, но, как мне кажется, достаточно содержательной. Я давно мечтал рассказать о своём любимом архитекторе Москвы. Не знаю как у вас, но у меня каждая его постройка вызывает восторг и восхищение. Всей красоты творений Льва Николаевича не передать фотографиями - приезжайте в Москву (если вы не москвич, разумеется) и гуляйте по местам Кекушева: по Остоженке и Пречистенке, по Глазовскому переулку и по Поварской улице - это надо видеть вживую!
Если вам понравилась эта публикация, то могу рекомендовать вам другие мои статьи об архитекторах стиля модерн, но уже из Петербурга:
- Алексей Бубырь - мастер северного модерна