Мы часто не до конца понимаем уникальность современного времени. То что считалось утерянным на протяжении веков, обретает новую жизнь. Древние манускрипты становятся достоянием масс, а не узкого круга священников и монахов первых веков, которые зачастую и предопределяли их дальнейшую судьбу. Сегодня читателю достаточно вбить в поисковую строку браузера нужные слова - «Библиотека Наг-Хаммади, Евангелие от Фомы» и он без усилий отправится в увлекательное путешествие став исследователем.
В предыдущей статье я обратил внимание что в синоптических Евангелиях, можно усмотреть несколько кругов по приближенности к Иисусу Христу и особые знаки внимания некоторым из Его учеников. В этой, продолжая свой поиск тайного учения, предлагаю обратиться к так называемому Евангелию от Фомы, которое уже с первых строк заявляет о тайных словах учения Иисуса и бессмертии:
Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.
Начало нужно сказать весьма неожиданное, в отличии от того что мы привыкли читать в четвероевангелии. Фома сразу заявляет о необходимости обрести «истолкование слов» и только тогда, человек «не вкусит смерти»!?
Многие знают, что толкование духовных текстов задача для неподготовленного человека практически нерешаемая, вернее истолковать в принципе может любой, но вот насколько его версия будет отражать Истину, а не домыслы и больное воображение, трудно сказать. Тут критерий правильности решения задачи поставленной апостолом на мой взгляд проверяется достаточно просто: истолковал верно - не вкусил смерти, ошибся - тебя ждет участь большинства.
Причем как я вижу, "списать" чужое правильное толкование тут не прокатит. Нужно непременно обрести свое. Под словом "обрести", понимаю некое глубокое проживание Истины, его ясное осознание, что бы сказанная тайна стала достоянием твоего естества, и уже не тайной вовсе, а реальностью.
Первая логия, без всяких вступлений к которым мы привыкли читая синоптические Евангелия, начинается с изречения Христа:
1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
В ней можно угадать образы слов сказанных Господом у синоптиков. Например у Луки:
И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Лично для меня вариант слов Спасителя в Евангелии от Фомы, выглядит намного убедительнее и глубже по смыслу, что характерно для подновляющего большинства дальнейших логий этого произведения. Но в нем есть и те изречения, которые не встретишь в канонических Евангелиях:
3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы - бедность.
4. Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.
7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.
Или смешанные, в которых одна часть узнаваема, а другая содержит слова Христа которых нет у синоптиков.
5. Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
6. Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.
Согласитесь, в таком сочетании и подаче, смысл учения Мессии раскрывается с иной стороны, направляя усилия человека на самопознание.
Отдельно по теме, стоит выделить логии непосредственно относящиеся к Фоме:
14. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.
И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус?. Фома сказал им: Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.
И здесь мы видим, Иисус опрашивает учеников и после ответа Фомы заявляет в присутствии других : "Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил." важный момент, к которому вернемся позже, затем отводит его от всех и тайно говорит некие три слова, которые другим апостолам знать не дано.
Уже сейчас можно сделать некий промежуточный итог моего краткого исследования. Считаю что Христос давал своим ученикам кроме общей, еще и персональную информацию соответствующую их духовному возрасту, готовности, способностям. Одними знаниями они могли поделиться в последствии с тем кому они пожелали ее открыть, другую, как видно с Фомой, не открыли даже самым близким и в Евангелии.
Продолжение следует...