"Dark Night of the Scarecrow" (Темная ночь пугала) (1981). В маленьких городках нет места «не таким как все». И в этой простой истине на собственной шкуре убедился 36-летний «Бабба» Риттер, взрослый мужчина с интеллектом ребенка. Сызмальства он был козлом отпущения, объектом для насмешек, переходящих в открытую ненависть, со стороны местных. И дело однажды закончилось его смертью. Единственным настоящим другом Баббы, помимо его матери, была маленькая дочка Уильямсов, Мэрили. С ней он проводил свободное время, играл и плел венки из луговых цветов. Никаких вольностей, дружба была совершенно невинной, что бы там не думал Отис Хэйзелригг, местный старик-почтальон.
Но когда девочка пробралась в чужой сад, чтобы поглазеть на фонтан и чудесные скульптуры гномов, на нее напала собака. И смерть малышки (окровавленное тело которой ее матери принес рыдающий Риттер) стала сигналом к последней охоте. Взяв ружья и собак, Отис и трое его друзей (фермеры Харлис и Филби, а также автомеханик Скитер), отправились к дому Риттеров, но Баббу там не нашли. Он, последовав совету матери, спрятался на поле, в костюме торчащего там пугала. «Бабба этого не делал», - плачет несчастный дурак, а четверо мужчин взводят курки и открывают стрельбу. 21 пулевое ранение. Между тем, шериф по рации сообщает, что Мэрили жива, и ее уже выпустили из больницы, а Бабба – на самом деле не маньяк-убийца, а тот, кто спас девочку от верной смерти.
Потом, на суде, они будут рассказывать небылицы о том, что Риттер напал на них с вилами, и это была самооборона, о том, что они пытались уговорить его сдаться и делали предупреждающие выстрелы в воздух. Несмотря на все протесты прокурора, всех четверых признали невиновными и отпустили прямо из зала суда, к немалой радости всех горожан. Почти всех. Через несколько дней на поле Харлиса появляется то самое пугало, с дырами от пуль, но внутри – обыкновенная солома. Потом один из убийц погибает в собственном амбаре, упав в дереводробильную машину. Не очень-то это похоже на случайность, ведь механизм после смерти фермера кто-то выключил. А пугало объявляется уже на другом поле, близ зернохранилища, принадлежащего толстяку Филби…
Этот фильм был снят для телевидения. В нем нет ни единой капли крови, а красный – только джем на бутербродах. Здесь нет красивых молодых женщин, которые готовы были бы сбросить с себя одежду. Действие немного затянуто, и ужаса, как такового, не так уж много. Тем не менее, работа Фрэнка де Фелитты, романиста, переквалифицировавшегося в кинорежиссеры (и позже снявшего «Ножницы» с Шэрон Стоун), по праву считается не только классикой хоррора, но и одним из лучших фильмов, где в качестве убийцы фигурирует пугало. Стать в этом плане номером один было несложно, потому что единственный фильм, с которым можно было бы конкурировать – это “Scarecrows” Уильяма Уэсли, остальное – по большей части трэш и глупые, часто копеечные слэшеры, или те ужасы, где пугала существуют лишь для антуража.
Но дело не в слабой конкуренции, дело в том, что у мистера де Фелитта получился действительно крепкий образчик жанра, который умеет интриговать при помощи хорошего сценария и пугать при помощи олдскульных приемов, вроде неожиданного свиста чайника или эффектных ночных съемок, вместо того чтобы потчевать зрителя дурацкими твистами и неуместными «бу!-из-за-угла». Немалая доля успеха – это замечательные актерские работы (например, Риттера сыграл Ларри Дрейк, человек с ну очень запоминающимся лицом, который более известен благодаря своим ролям в «Человеке тьмы» и «Хихикающем докторе»), и работа оператора. Прогулка Мэрили ночью, в развевающемся на ветру розово-белом платье, к дому Баббы – ну это же чистый «арджентизм»! Не сказать, что «Темная ночь пугала» визуально столь же волшебна, как «Зеркальная кожа» или «Песчаный дьявол», нет, ни в коем разе. Но, с точки зрения качества «картинки», это и не рядовая телепродукция.
Сценарий, как уже было сказано выше, хорош чуть более чем полностью. Перед нами не типовой слэшер, не ужасы про одичавшую тварь с кукурузного поля и не про дьявола, воплотившегося в трухлявом призраке, чья миссия изначально заключалась лишь в том, чтобы отпугивать ворон. Скорее, это умный триллер-детектив с налетом мистики, жестокими убийствами (все они даются только на восприятие, оставаясь вне кадра – но они, тем не менее, великолепны!) и мощнейшим саспенсом. Кто же? Сам Бабба, восставший с того света? А если мыслить более приземленно? Неужели… но нет, не буду разбрасывать спойлеры. Рекомендуется всем и каждому. Высший балл не ставлю лишь из-за некоторой затянутости и слишком простецкой развязки.
8/10