Современный формат проживания в загородных домах предусматривает наличие обслуживающего персонала. Культура качественного домашнего сервиса возрождается, и теперь буквально под одной крышей с владельцами параллельно сосуществуют водители и садовники, повара и няни. Жизнь «двух миров» – работодателей и их работников – рассматривается, как правило, с психологической точки зрения. Мы же развернем эту тему в плоскость решения практических задач. Главная из них – ответить на вопросы, которые не беспокоят заказчика на этапе проектирования, но становятся «горящими» после найма персонала.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ:
как жить, эффективно взаимодействуя, но при этом не пересекаясь, с чужими по сути людьми?
И ВОПРОС ВТОРОЙ:
как создать достойные условия для домашнего персонала, и зачем это нужно?
Прежде, чем ответить на первый вопрос (а решается он на этапе проектирования), давайте определим реальную потребность вашей семьи в помощниках, сформируем штат домашнего персонала и соотнесем это с классом будущего домостроения. В результате получим вариант размещения в доме:
- дома эконом-класса: помещения для обслуживающего персонала, как правило, не предусматриваются, помощников по дому или саду приглашают периодически из местных жителей;
- дома бизнес- и премиум-класса: обслуживающий персонал (как правило, это водитель, выполняющий также функции садовника и охранника, и гувернантка – помощница по хозяйству) чаще всего размещают в отдельном блоке — на первом этаже в блоке с отдельным входом или чаще — над пристроенным гаражом;
- дома уровня «де-люкс»: обслуживающий персонал размещают в отдельном «служебном» доме с выделенным въездом, поскольку в этом случае состав персонала расширенный и включает в себя группу охраны, садовника, технического специалиста, повара, помощниц по дому и т.д.
Понятно, что состав помощников конкретного клиента может отличаться от приведенных выше, для каждой семьи он свой, но с ним важно определиться до, а не после строительства. К тому же, есть правила, никак не привязанные к классу домостроения, например, если в семье есть маленький ребенок, рядом с детской предусматривают комнату няни с отдельным санузлом. Возможность членов семьи (будь то мама или бабушка) в сложные периоды быть ближе к малышу, не нарушая жизненный уклад семьи — дорогого стоит.
Задумываясь о своем доме и атмосфере в нем, вы наверняка представляли, каким должен быть ваш помощник. Безусловно, профессионалом, и безусловно, умеющим держать дистанцию. Вспомнили Берримора? Не исключено, кстати, что восхитительное умение английского дворецкого прислуживать ненавязчиво и с достоинством, поддержано и правильной организацией Баскервиль Холла! И потому давайте воспримем буквально выражение «не переходить черту» и обеспечим автономное размещение персонала в доме.
ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
1. ВЫДЕЛЕННЫЙ БЛОК ДЛЯ ПЕРСОНАЛА:
- над пристроенным гаражом – популярный и во всех смыслах удобный вариант: общая площадь позволяет разместить спальни, санузел и блок кухни-гостиной; транзит к основному дому минимальный и проходит не через улицу, а внутри помещений; есть возможность организовать отдельный выход во двор
- над отдельно стоящим гаражом – к минусам этого варианта относятся транзит через улицу и дополнительные затраты на отопление / освещение / канализование
- на верхнем этаже основного здания – популярное, но не продуманное решение, которое можно рассматривать только в качестве плохого примера: параллельная жизнь, о которой мы говорим, должна протекать не над головой, а в помещении, вынесенном за пределы основного объема дома. К тому же, траектории движения домовладельцев и персонала не должны пересекаться, а значит, для такого варианта необходима черная лестница.
- на первом этаже с автономным входом
2. ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ «СЛУЖЕБНЫЙ» ДОМ
Для загородных резиденций класса «де-люкс» при соответствующем их статусу солидном штате обслуживающего персонала такое решение – единственно правильное. В этом случае не смущают ни дополнительные расходы по возведению и инженерному оснащению служебного дома, ни возросшее налогообложение – все проектируется как единый комплекс, и владельцы изначально к этому готовы.
К слову, многоквартирные служебные дома, которые строятся вблизи элитных поселков и предназначены для персонала всех домовладений – далеко не лучшее решение. Причина этого банальна: люди любят поговорить, и вряд ли кого-то из работодателей устроит обсуждение их жизни между своими работниками и работниками своих соседей.
Теперь о том, как и зачем создавать достойные условия проживания для домашнего персонала. Это обычная этика взаимодействия: требуя уважительного отношения к себе, следует относиться к другим с таким же уважением. А следовательно – обустраивать действительно удобное жилье и не мелочиться на его отделке.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ от архитектора
Что важно для проектирования комфортной среды? Во-первых, «быстрое реагирование» – в нужный момент нужный специалист должен как можно скорее оказаться рядом. Во-вторых, отсутствие «пересечений» персонала и домовладельцев во внерабочее время.
Качественная автономия достигается, когда помещения персонала вынесены отдельным блоком. И, как показывает наш опыт, самый рациональный вариант – размещение такого блока над пристроенным гаражом, рассчитанным, как минимум, на две машины. В этом случае площадь позволит организовать полноценную квартиру с прихожей, объединенным пространством гостиной и кухни, санузлом и спальными комнатами. Такая квартира должна иметь отдельный вход-выход через гараж во двор и внутренний переход в основную часть дома.
Размещение такого блока над отдельно стоящим гаражом означает потерю времени на транзит и необходимость устройства в основном доме прихожей для персонала: людям нужно снять верхнюю одежду, переодеть обувь, а прихожая при главном входе рассчитана исключительно на домовладельцев и их гостей.
Поэтому входов в дом должно быть несколько – основной и еще один-два, «привязанных» к своим функциональным зонам (к блоку техпомещений или, например, к кухонной). Это нужно затем, например, чтобы, помощница по хозяйству, в чьи обязанности входит приготовление завтрака, оказывалась в кухне задолго до того как проснется семья. Особенно, если она проживает не в основном доме.
Далее возникает вопрос более мелких, но не менее важных функциональных связей. Так, к группе техпомещений (топочная, прачечная) необходимо обеспечить доступ с двух сторон, с «хозяйской» и со стороны персонала, и так далее.
Все это те задачи, которые можно и нужно решать на этапе проектирования, чтобы домашний сервис был по-настоящему качественным и не навязчивым.
База проектов с блоком для персонала
Vesco Constuction: podryady.ru (84952152643)
- Купить готовый проект
- Заказать индивидуальное проектирование
- Рассчитать стоимость строительства вашего дома