«Все может быстро обернуться не в твою пользу»
«Эта история произошла на Кольском полуострове, где мы с друзьями сплавлялись на каяках. Я был тогда несколько моложе, занимался спортом, умел делать эскимосский переворот. Короче, чувствовал себя в воде очень уверенно.Но, как показывает опыт, никогда нельзя недооценивать препятствие.
Нужно быть осторожным и готовым ко всему, поскольку даже самая безмятежная ситуация быстро может обернуться не в твою пользу».
«Чувствовал себя щепкой в Ниагарском водопаде»
«Сплав вроде бы дело обыденное и приятное. Тем более если ты уже имеешь опыт: несешься себе сквозь брызги, посматриваешь по сторонам. Любой экстремальный спорт может в какой-то момент показаться тебе со временем не таким уж и экстремальным. Но нужно всегда помнить, что это не приятель, в обществе которого можно расслабиться. Эта история — хорошее тому подтверждение: я периодически ее вспоминаю, хоть и было это довольно давно.
Случилось все, когда мы прошли уже почти все пороги на речке, они были где-то четвертой категории сложности. Мы внимательно изучили его перед тем, как проходить, организовали страховку. Я первый зашел в Шляпу, прошел порог, вышел в улово (так называют место на порогах, где спокойная вода и можно стоять). Притормозил там, хотел посмотреть, как будут идти ребята. Зазевался на мгновение — и меня затащило в маленькую бочку (пенный участок, где течение направлено навстречу основному течению реки). И вот эта бочка, которой мы изначально не придали серьезного значения, оказалась очень опасной. Меня мгновенно начало вертеть, вырвало из каяка, весло улетело из рук и унеслось куда-то вдаль. И я остался крутиться в пороге, который меня не выпускал. Чувствовал себя какой-то щепкой в Ниагарском водопаде. Застрял на этом месте так, что почти не мог дышать. Мне уже потом ребята сказали, что надо было скидывать спасательный жилет, который меня держал, не давал перевернуться. Вот тогда бы я смог выкрутиться и меня, возможно, вынесло бы. Но психологически это сделать было сложно — как же я сниму спасжилет, который, по-идее, должен меня сберечь. Тут срабатывает инстинкт. У меня, например, даже мысли не возникло жилет с себя скинуть. По идее, нужно предварительно специально тренироваться, перебарывать себя, отрабатывать этот момент — снятие жилета в критических условиях».
«Начал прощаться с родственниками, вспомнил детей»
«И вот ситуация: меня колбасит в пороге, я совершенно не понимаю, что мне делать. Ребята, кстати, первое время думали, что я придуриваюсь, прыгаю в воде, дурачусь. Мы же посмотрели на порог предварительно, решили, что порог — ерунда, не очень серьезно. А я на самом деле очень быстро терял силы. И минуты не прошло, как я уже устал. Стал понимать, что сейчас уже начну хлебать воду, а дальше все, конец. Пытался кричать, но звук до моих друзей не доносился. Уже начал прощаться с родственниками, промелькнули разные вот такие мысли — причем за секунды. На мое счастье, на берегу неподалеку стояли ребята с Урала, тоже сплавщики. Они все быстро поняли, сломали где-то длинную палку, стали тянуть мне. Слава богу, у меня еще хватало сил — успел за эту палку схватиться, меня вытащили из этой чертовой бочки. Отплевался, нашел свой каяк. Самые эмоции наступили, уже, как это обычно бывает, когда все прошло, кончилось, начался жуткий нервный расколбас, когда понимаешь, что был одной ногой в могиле. А если бы на берегу не оказалось тех уральских парней? А если бы они не сообразили протянуть мне палку? В конце концов, а если бы на том берегу не нашлось бы достаточно длинной палки?
С тех пор я понял — как бы уверенно ты себя ни чувствовал, судьба (или как это все называется?) всегда может подбросить тебе испытание, которое поставит тебя в положение на грани жизни и смерти. Просто нужно об этом помнить».