Найти тему
Божественные комедии

"Сита и Рама". 2-3 серии. Маленькая принцесса

Махарадж Джанака распоряжается выяснить, откуда могла взяться девочка посреди поля, и отыскать, если получится, ее родителей. Или хотя бы выяснить, живы ли они. Царица Сунайна, утешенная в своем бесплодии появлением ребенка, теперь откровенно боится, что девочку могут отобрать. Тем временем их счастливые подданные песнями празднуют спасение, принесенное им чудесной девочкой.

Пока идут поиски, Джанака идет с младенцем в храм, чтобы дать ребенку прикоснуться к лежащему там луку Шивы и получить благословение Махадева. Девочка сжимает пальчики на тетиве лука, и когда поклонившийся святыне Джанака распрямляется, оружие, которое не может поднять ни один кшатрий, повисает на руке младенца. Когда девочка отпускает тетиву, лук падает. Земля содрогается, как при землетрясении, вновь слышатся раскаты грома. Шокированный царь и присутствующие в храме придворные понимают, что перед ними божественное дитя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это же подтверждает внезапно (по давней традиции риши) явившийся к царю мудрец. Он говорит, что царь должен принять девочку как свою дочь. Пришедший как раз в это время посланник сообщает, что родственники ребенка так и не были обнаружены. Мудрец продолжает увещевать царя, вопрошая, как мог выжить ребенок под толщей земли, если это не было чудом? Уверившийся в божественном чуде царь говорит, что не они с женой удочеряют эту девочку, а она избрала их родителями, и нарекает приемную дочь Сита -- "борозда".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Прошло восемь лет...

Джанака беседует с женой и братом, говоря об огромном счастье иметь дочерей. После удочерения Ситы у царской четы родилась еще одна дочь -- Урмила. Две дочери родились и у брата Джанаки, прежде также бездетного. Братья счастливы и ничуть не сожалеют, что судьба ни одному из них не послала сына.

Для чего дана эта сцена -- легко понять, учитывая аховое положение в Индии, связанное с рождением девочек. Последняя надежда, что народ послушает хотя бы святого царя Джанаку, земного отца самой Лакшми и тестя Вишну! Ибо речи земного начальства -- горох об стену, несмотря на то, что в Индии уже на восемь девчонок по статистике десять ребят.

Девочки поставили маленький спектакль, и родители с умилением и любопытством ждут зрелища. Которое и впрямь трогательно. Прелестная дочка брата Джанаки в роли бога Индры, преследуемая "демоном" в страшной маске, взывает о спасении к великой Ади-Шакти. В спектакль вносит некоторый хаос принцесса Урмила, выскочившая на сцену раньше времени в наряде тигра.

И наконец -- звезда программы, Сита, совершенно очаровательная во всех регалиях Дурги-дэви, с трезубцем в руке, явившаяся, чтобы победить страшного асура! Она действительно похожа на статуэтку воинственной Богини. Присутствующие молитвенно складывают ладони, глядя на нее. Спектакль более чем удался! Родители хвалят участниц, а Сита утешает маленькую Шрутакирти (Индру), которой кажется, что ее игра понравилась меньше других. Утешив племянницу, Джанака говорит дочери, что поверил, будто перед ним Богиня. Сита отвечает, что так и есть, ведь в каждом из нас заключена частица Бога.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Царь Дашаратха наконец-то едет в ашрам Васиштхи повидать сыновей. Ему есть о чем тревожиться -- мы видим принцев, которые забавляются, прыгая в водопад еще похлеще того, в который падала Анасуйя в "Порусе".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Махарадж приезжает к ашраму Васиштхи, и вступает в него, сняв царские регалии и облачившись в белое, расшитое золотом, видимо -- жреческое одеяние. Васиштха упрекает его, говоря, что его любовь к сыновьям сродни одержимости. Дашаратха кается и рассказывает о проклятии, которое постигло его, когда он на охоте нечаянно убил юного сына слепой четы отшельников. Теперь он не может не тревожиться постоянно за сыновей, особенно Раму.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Вот давно меня занимает вопрос: кшатрий, всадивший стрелу куда не след -- просто общее место в индийской мифологии, они были настолько косоруки, или просто не приучены смотреть, куда стреляют? Да там, если верить сказаниям, отшельников по лесам шастало больше, чем оленей. Как вообще можно стрелять на звук, зная, что в лесу полно левого народу? Чем люди думали? И чем думали сами отшельники, знающие, что по лесу время от времени носится кшатра, палящая во все, что шевелится? На карму надеялись, мол, если не суждено -- не подстрелят? Но если так, то зачем проклинать?

Васиштха утешает царя, что Раме суждена очень долгая жизнь, и предлагает посмотреть экзаменационный бой своих учеников. Царь с гордостью видит, как его сыновья побеждают всех соперников, они -- лучшие. А Рама -- лучший из его сыновей. Отличник боевой и политической подготовки :)

Кадр из фильма. Рама (пока еще Ведант Савант)
Кадр из фильма. Рама (пока еще Ведант Савант)

Продолжение следует...