Мы продолжаем рассказ о своем новогоднем путешествии и сегодня об эмоционально тяжелом, но значимом месте. Остальные наши рассказы об автотуризме и не только, вы найдете в ОГЛАВЛЕНИИ.
Польша и Холокост явления неразрывные. Гетто, концентрационные лагеря, миллионы еврейский семей, тысячи советских солдат и огромное количество людей им сочувствующих, разных конфессий и национальностей погибли на территории Польши. Как бы сейчас политики не пытались спекулировать на этой страшной истории, обычные люди продолжают свое важное дело. И это дело заключается в том, чтобы сохранить память о событиях Холокоста. А мы с вами можем поддерживать эту память, посещая подобные места памяти, показывая их своим детям и рассказывая эту тяжелую и страшную историю. Именно так, и мы с вами сможем внести свой вклад в это важное дело.
Мы уже писали о других важных местах памяти, мы посещали Освенцим (можете прочитать вот тут) и Фабрику Шиндлера (ссылка на рассказ) в Кракове, а также множество районов гетто в разных польских городах. У нас нет какой-то личной истории, связанной с холокостом, мы просто не можем равнодушно относится к тем ужасам, которые происходили. Это и побуждает нас к посещению подобных мест. Поэтому, когда летом мы были проездом в Люблине и увидели в путеводители концлагерь Майданек, решили, что обязательно должны там побывать.
Находится он всего в 6 км от центра города. Вот карта.
Вход бесплатный. Можно заехать на машине. И припарковать ее в самом начале осмотра или передвигаться на машине между двумя основными территориями.
Стоимость заезда на автомобиле 5 злотых. То есть около 80 рублей. Экскурсии проводят по предварительному запросу, который нужно оформить на сайте, заблаговременно. День в день купить экскурсию не получится. В целом, если сравнивать с посещением Освенцима, немноголюдно. Попадаются редкие группы иностранцев и много русских. Но мы были 2 января, возможно это наложило свой отпечаток.
Первые заключенные лагеря – советские солдаты. Но почему-то вся экспозиция дублируется только на двух языках: польском и английском. Жалко, что политика так влияет на исторические объекты. Но обсуждать ее нет желания. Расскажем немного об истории лагеря, информацию берем из путеводителя, купленного в Майданеке. А потом о сохранившихся и открытых к просмотру объектах и об общем впечатлении.
В июле 1941 года Гитлер отдает приказ Гиммлеру о строительстве концентрационного лагеря в Люблине. По первоначальной технической документации лагерь должен был разместится на территории 516 га, и рассчитан на 150 000 заключенных. В него планировалось перевести жителей гетто, с целью «окончательного решения еврейского вопроса». Но таким масштабным планам не удалось осуществиться, поскольку было достаточно сложно доставлять материалы для строительства, и само строительство требовало больших инвестиций. В итоге план сократили и лагерь занял 270 га, максимальное количество заключенных в лагере по сохранившимся документам 25 000 человек зафиксировали в мае 1943 года. Идея создания лагеря заключалась в использовании трудового ресурса во благо Третьему рейху. Но изначально лагерь основали как лагерь пленных, поскольку его первыми заключенными были 2 тысячи советских солдат. Землю под строительство передали в сентябре 1941 года. Первые две тысячи советских военнопленных и 150 евреев были главной строительной силой, которая и построила бараки, рассчитанные на 20 тысяч заключенных, а также административную часть лагеря для СС. К концу строительства, февралю 1942 года в живых не осталось никого. Большая часть погибла от недоедания, холода и тяжелейшего физического труда. А оставшихся убила эпидемия тифа. С марта 1942 года в лагерь начали массово привозить евреев из Польши и Словакии. Первым комендантом лагеря стал Карл Отто Кох, переведенный из лагеря в Бухенвальде, затем его сменяли другие, в том числе из лагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим). Именно в этих двух концентрационных лагерях Майданеке и Освенциме Третий рейх умерщвлял узников циклоном Б. Идеи создания этих двух лагерей также были очень похожи. Помните легендарную надпись над воротами Освенцима: «Труд освобождает»? И под этим же девизом был организован лагерь Майданек. Начиная с марта 1942 года в лагерь начали привозить заключенных. Военнопленных советских солдат, евреев, политических заключенных со всей Европы.
Вот схема лагеря.
Лагерь изначально был разделен на поля, и каждое поле застраивалось и обживалось со временем, силами заключенных. Барак 38 (он не выделен белым, напротив ворот) был предназначен для проживания надзирательниц. В 39 бараке располагалась канцелярия. В 41 бараке был бункер с первой газовой камерой в лагере.
А за бараком 42 располагалось поле роз или розовый сад. Несмотря на красивое звучание, никаких роз тут не было. А была обыкновенная площадь селекции, обтянутая колючей проволокой под напряжением. С одной стороны, была баня, с другой стороны газовая камера. Именно на площади и решалась судьба заключенного.
Иногда заключенных было так много, что надзиратели не справлялись и тогда они сидели сутками на холодной земле в ожидании своего часа. Первые заключенные проходили «санацию» в абсолютно нечеловеческих условиях. Бани не успели достроить, поэтому окна и двери отсутствовали, в адском холоде людей заставляли нырять в бочку со специальным обеззараживающим раствором, а затем обдавали горячей и холодной водой. По рассказам очевидцев, все действие сопровождалось битьем палками, а иногда надзиратели развлекались, удерживая в бочках под водой заключенных долгое время. Но люди, проходящие санацию, оставались живы, а старики, дети и больные уже не получали и такого шанса. На площади селекции сначала разделяли женщин и мужчин, затем отбирали детей. Если матери сопротивлялись, их жестоко избивали. После чего решалась судьба, кто способен трудиться отправлялся на санацию и получал лагерную одежду. Одежды часто не хватало, поэтому кому-то выдавали старую гражданскую одежду и нашивку. Также выдавался номер на металлической табличке. О татуировках информация не приводится. Вещи политических заключенных регистрировались, а вещи евреев не оформлялись. До проведения санации проходил тщательный осмотр, чтобы не позволить спрятать что-то на теле. В конце лета 1942 года появились газовые камеры. Именно там и начались массовые убийства. До этого момента заключенных расстреливали. Эти же камеры использовались и для дезинфекции одежды.
На территории лагеря были обустроены бараки для хранения имущества, изъятого у заключенных. А также создано большое количество мастерских: кузница, столярная мастерская, слесарная мастерская, электрический цех, сапожная мастерская, швейная мастерская. Они обслуживали не только нужны лагеря, но и нужды Третьего рейха. Мастера отбирались в гетто. Многие добровольно вызывались на поездку в трудовой лагерь, считая это единственной возможность выжить. По рассказам очевидцев, работники мастерских работали в чуть более лучших условиях, чем остальные. Условия проживания были невыносимыми, хуже всего относились к евреям. Их бараки вмещали более тысячи человек, люди спали на сене, на полу, не было даже нар. Хотя бараки были рассчитаны на 200 человек. Одежда выдавалась изношенная. Еда и вода самого низкого качества. Люди заболевали и умирали. Кто-то не выдерживал и бросался на ограждение под током. В отличии от Освенцима, где было много рассказов о хитрости СС, и о том, что заключенные не знали, что с ними будет, приезд в лагерь воспринимался как очередное переселение, а газовые камеры маскировались под душевые. Исторические справки лагеря Майданека об этом не сообщают. Большую часть людей привозили из ближайших гетто, и они четко понимали, что их ждет. Так как информация из лагеря распространялась быстро и все было известно далеко за его территорией. Заключенные в своих воспоминаниях рассказывают о постоянных душераздирающих криках. О плаче матерей и детей. О зверствах на площади санации. Казалось бы, страшнее происходящего уже быть не может. Но история Майданека выделяет две страшные даты. Это 3 и 4 ноября 1943 года, когда СС провела акцию под названием «Праздник урожая», в ходе которой было убито одновременно 18 000 человек (по другим данным около 80 000 человек). Несмотря на существующие газовые камеры, узников расстреляли. Людей заставляли ложиться в ямы и после чего расстреливали, затем приводили новую партию и так продолжалось два дня. Объяснить подобную человеческую жестокость невозможно. Расстрельные рвы сохранились до сих пор.
Сохранили и восстановили Крематорий. Он располагается рядом с расстрельными рвами.
Сегодня, находясь в лагере, и пройдя по Дороге скорби и памяти (она идет от главных ворот до Мавзолея), вы увидите перед собой огромный Мавзолей, с прахом сотен тысяч неповинных ни в чем, замученных и убитых людей. Над куполом Мавзолея надпись: «Пусть наша судьба будет предупреждением для вас». Нам нечего добавить!
Приезжайте и вы увидите все сами. Мы же еще раз скажем о том, что очень важно сохранять эту историю. Этот лагерь не получил такую популярность, если это слово приемлемо в данном случае, как Освенцим. Тут нет такого большого количества туристических групп, и поэтому мало групповых экскурсий. Да, не хватает табличек на русском, но и на это можно не обращать внимание. В одном из залов музея есть галерея воспоминаний, там рядом с каждым человеком, есть персональная карточка, которую можно взять с собой. А потом спокойно дома, прочитать и перевести. Это совсем не сложно. Но мы почтим таким образом память людей. А ощущение около Мавзолея очень сложные. Видя такое количество человеческого праха, охватывает ужас. А ведь это какая-то малая частичка всего происходящего. Официальные цифры постепенно стали снижаться. Так и в страшную ночь «Праздника урожая» погибших стало в несколько раз меньше и общая цифра узников сократилась с 1 500 000 человек до 150 000 человек, а число умерших с 300 000 до 80 000. А то к чему приводит потеря этих страниц из книги «мировая история» мы с вами видим наглядно. Но обсуждать это бессмысленно, потому что слишком сложно отличить правду и ложь, провокацию и политические игры, от жизненных реалий. Мы с вами можем лишь сохранить эту историю и почтить память погибших людей.
Концентрационный лагерь Майданек был ликвидирован Красной армией 22 июля 1944 года.
Сегодня вы можете посетить лагерь с 09-00 до 17-00 с апреля по ноябрь, с 09-00 до 16-00 с ноября по март. Главная мультимедийная выставка в бараке 62 не работает по понедельникам и в дни государственных праздников. Вход на территорию музея за час до закрытия.
На карте, которую мы приводили выше белыми прямоугольниками отмечены открытые бараки, в которых вы увидите обувь, спальные бараки повышенной комфортности, оборудованные нарами и фотовыставки о лагере Майданек и о других историях Холокоста. В 62 бараке мультимедийная выставка, свидетельства очевидцев и личные вещи.
А мы покажем вам фотографии.
Обувь заключенных. Использовалась также как вторсырье для создания обуви или ремонта обуви для Третьего рейха в Обувной мастерской Майданека.
Бараки с нарами. Эти бараки считались самыми комфортными.
Фотовыставка Майданек в разные времена.
Фотовыставка Холокост в лицах.
Мультимедийная выставка. В Бараке 62.
Для поддержания имиджа исправительного трудового лагеря, администрация украшала территорию различными скульптурами. Так появился макет замка и Колонна Трех Орлов. Офицеры СС считали, что она символизирует немецкий герб, но заключенные вложили в нее свой смысл, стремление к свободе, а также тайно поместили в основание колонны прах убитых заключенных.
Спасибо, что дочитали!
Эти страшные страницы истории важно помнить!