Сразу оговоримся: в статье приводятся откровения всего лишь одного отдельно взятого педагога. Но как там говорил великий Ленин? «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». По крайней мере, до сих пор в чистом виде этого сделать никому не удавалось. Есть повод насторожиться: все ли хорошо в этой важной отрасли?
Говорят, достижения современности делают жизнь человека легче: никто больше не обучается грамоте при лучине. Уроки ведутся в хорошо меблированных классах. В распоряжении педагогов – чудеса техники. Работай – не хочу. И вдруг такой крик души: «Кажется, что мы, учителя, – бесправные существа…». Как такое может быть? И вообще, о чем речь?
Долой старые журналы!
Работа в редакции интересна, в частности, тем, что можно услышать многое: сюда звонят и заходят побеседовать разные люди. Ветераны-производственники, торговли, медработники, от образования бережно хранят в душе отзвуки далеких дней. Слушая их невозможно не удивиться, насколько все вокруг изменилось.
О чем помнит, например, старенькая учительница? Как топили печки-голландки перед началом занятий. Как скрипели железные перышки деревянных ручек, как выглядели чернильницы-непроливайки. Как не хватало тетрадок и книжек… Как сидела над проверкой тетрадей до утра, корпела над планами уроков. Заполняла классные журналы…
Теперь они электронные. Красота! «Чик-чик» кнопочками – и готово. Многие педагоги нашли, что это полезное изобретение. Не надо переписывать списки учащихся, заполнять сводную ведомость, расписание отображается в полном формате (уроки всех преподавателей), можно исправить оценку.
Чик на кнопочку – и улетело!
Мой собеседник говорит, что с этим «чудом техники» не все так радужно. Информация из электронной формы может «улететь» в любой момент. И это периодически происходит. Чтобы не оказаться в информационном вакууме, учитель параллельно ведет «бумажную версию». То есть делает двойную работу.
Педагоги «бузят», отмечают «нестыковки», жалуются чиновникам от образования. Но кто кого нынче слушает? Где-то там, «за горизонтом» (или на «небесах»), было решено перейти на электронные журналы. И баста.
А вот еще одна новинка. Ее по достоинству оценят все, кто помнит, как когда-то в школе при необходимости (учитель заболел) объединяли классы (подгруппы). Сейчас этого делать нельзя. А находится в подвешенном состоянии классу, оказавшемуся без учителя, получается, можно.
В конце четверти Дневник.ру (электронный журнал) «зависает» (видимо, от перегрузок серверов), войти в него сложно. А оценки выставлять нужно. А еще, некоторые ученики в кулуарах шепчутся про хакеров, которые могут взламывать вход и править оценки…
Организуют родители, отвечает учитель
Еще один аспект. Любое поколение школяров вспомнит, как в классе собирали деньги на поход в кино или театр. Минуточку! Теперь номер не пройдет. Школе строжайше запрещено аккумулировать деньги. Ни на какие цели. Но организовывать сбор средств на те же билеты все равно надо. И тогда это организуется по принципу: «никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу».
А как любили раньше ученики экскурсионные поездки всем коллективом! Следствие окончено – забудьте. Высокие требования к транспорту и его оснащенности и многие другие тонкости…. Если сейчас все делать по правилам, то педагогам проще отказаться от затеи. Да и вообще, формально считается, что любая поездка – инициатива родителей. Они и должны все «разруливать».
Сложно и с некогда легендарными и романтичными краеведческими походами (поездками). Нужно собрать увесистый пакет бумаг по принципу «принесите справку, подтверждающую эту справку». Не потому ли, к примеру, в минувший сезон, турфирмы некоторых городов ощутили резкий спад путешествий по родному краю? Заорганизованность вместо увлеченности познанием родной земли.
Все по полочкам
Внеучебные «планы мероприятий»– отдельная песня. Так говорит «свидетель», пожелавший остаться неизвестным. Их так много, что сложно понять: основная задача школы – учить или «петь, плясать»? По рассказу смелого учителя, есть разнарядки, сколько ребят и куда нужно отправить.
Мероприятия, бывает, проходят в учебное время. С уроков снимают и детей, и сопровождающих учителей. А еще педагогам нужно помнить о необходимости фото или видеофиксации событий. Для отчетности. Новинка «сезона»: убедительно просить детей и родителей распространить «фотоотчет о проделанной работе» по социальным сетям «Одноколассники», «В Контакте» и пр.
Работать в школе – не сахар. Часто день у директора (завуча) начинается с проверки электронной почты. Ценные указания от вышестоящих инстанций приходят в любое время суток. Требуются какие-то сведения, данные. Срочность такая, что можно сойти с ума. В ход идет все: обзвон семей, опрос детей. На следующий день можно узнать, что эти данные уже не актуальны, нужны другие.
ЕГЭ-11 и ОГЭ-9
Это же «чудо-мероприятия»! Речь сейчас не об оценке знаний детей. Собеседник поведал о «технических моментах» непреодолимого характера. Представьте, что в школе трудятся 40 учителей. А на ППЭ (пункты проведения экзаменов) нужно выделить 55 педагогов-организаторов. Как же так?
Ведь одновременно с работой ППЭ в учебном заведении проводится практика, идут собственные внутренние экзамены, решаются другие задачи! Но кому это интересно? Нажим только нарастает: нужно выделить сопровождающих для своих выпускников на пункт, к которому они приписаны.
Физическая нехватка кадров для выполнения высших требований никого не волнует. Надо – должно быть сделано. Хотя по закону участие учителей в ЕГЭ – дело добровольное. Оказывается, добровольно-принудительное. Конечно, за участие в ЕГЭ педагогам немного приплачивают. Но желающих бросаться на амбразуру мало. Директора школ с ужасом придумывают, как выкрутиться.
Куда идет школа?
А школьная база ЕГЭ и ОГЭ? Это же какое-то «досье контрразведки». Требуются полные данные на детей, учителей: «адреса, пароли, явки» (стаж, профессия, указанная в дипломах... ). С годами «пунктиков» все больше. Выполняя требования «обескровленный» учитель вынужден отстраниться от прямой задачи – обучения детей. На это просто не хватает времени.
Можно еще добавить «родительскую составляющую». Помните, как было раньше? Если учитель поругал ученика, а он дома пожаловался, то родители еще и добавят «перца». А педагогу скажут спасибо за помощь в воспитании. Сейчас среди мам и пап столько «жалобщиков» на учителей, что становится страшно: как в таких условиях работать?
Есть мнение, что в стране «крутится» плохо отлаженная система, которая больше работает сама на себя, чем на обучение и воспитание. Вот такие откровения… Щекотливых тем на ниве школьного образования «растет» куда больше. Можно отмахнуться: мол, нервный какой-то педагог попался. А можно задуматься: туда ли идет наша школа?
Автор: Марина Караваева-Неженцева
Не забывайте ставить класс!