Найти тему
машина

Спортивный КрАЗ-5233ВЕ для Дакара

Друзья, у нас опять пост про КрАЗы, раз эта тема так популярна среди читателей )) Сегодня вспомним еще один наш тест-драйв необычного кременчугского грузовика, проведенный в январе 2008 года. Встречайте: «дакаровский» КрАЗ!

Николай Марков, фото автора и ХК «АвтоКрАЗ»

— Погодите, что еще дакаровский КрАЗ?! Разве украинские грузовики когда-то принимали участие в «Дакаре»? – вполне резонно могут возмутиться любители ралли-рейдов. И будут, в общем-то, правы: не принимали. Но тут нужно сделать ремарку. Дело в том, что в середине нулевых с подачи тогдашнего директора Сергея Сазонова на заводе действительно пробовали замахнуться на Dakar. Проект грузовика для участия в ралли-рейдах назвали Simoom («Самум») и даже присвоили ему индекс КрАЗ-5173РЕ. Вот так эффектно выглядел тот грузовик на компьютерных рисунках:

В разработке ходовой части спортивного КрАЗа участвовали сотрудники Харьковского КБ им.Морозова, имевшие опыт в проектировании бронетехники военного назначения. А подрядчиком по изготовлению легкого алюминиевого кузова должен был стать завод «Богдан-Спецавтотехника». Силовой агрегат запланировали в следующей конфигурации: 16-литровый дизель Deutz мощностью 740 л.с., коробка передач Eaton и «раздатка» ZF. «Самумы» собирались вывести на старт марафона в 2009 либо 2010 году. А пока суть да дело, 17 декабря 2007-го на заводе решили отправить вне зачета практически стандартный серийный двухосный КрАЗ на Dakar’2008. Перед экипажем грузовика поставили задачу «разведки боем» – прочувствовать идеологию гонки, «пощупать» трассу, получить базовый опыт. На дату, кстати, внимание все обратили? 17 декабря – это 2,5 недели до старта! Так что работы по созданию машины в Кременчуге вели в турбоавральном режиме!

Вот так выглядит серийный двухосный КрАЗ. На фото – грузовик для полиции Нигерии с двигателем ЯМЗ-238Д уровня Евро-0 (модель КрАЗ-5133ВЕ)
Вот так выглядит серийный двухосный КрАЗ. На фото – грузовик для полиции Нигерии с двигателем ЯМЗ-238Д уровня Евро-0 (модель КрАЗ-5133ВЕ)

Что успели сделать за это время? Прямо с конвейера взяли серийный грузовик КрАЗ-5233ВЕ (4х4) и отогнали его в экспериментальный цех, где опять полностью разобрали. При обратной сборке в конструкцию внесли ряд изменений. Стандартную кабину заменили удлиненной. Внутри для всех членов экипажа установили кресла Pilot с пневмоподвеской, причем дополнительные полметра длины кабины позволили сместить кресло штурмана назад – чтобы экипаж не испытывал «чувство локтя». Кроме того, автомобиль, изначально имевший 2,75-меровую ширину, было необходимо «сузить» до разрешенных 2,5 метров. Этого добились установкой дорожных шин БЕЛ-95 размерности 16,00R20, а также оригинальной грузовой платформы с четырьмя дугами безопасности. Внутри кузова вдоль боковых бортов закрепили 6 «запасок», а над задним бортом поставили кран-укосину с лебедкой для их спуска и подъема. Дизель ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. специально не готовили никак. Но трансмиссию поменяли, применив сцепление Sachs MFZ 430, 9-ступенчатую коробку передач Fast Gear 9JS150TA-B китайского производства и скоростные редукторы ведущих мостов с передаточным числом 6,154 вместо 8,173.

КрАЗ-5233ВЕ-086-Д10, построенный для участия в Dakar’2008
КрАЗ-5233ВЕ-086-Д10, построенный для участия в Dakar’2008

Благодаря новым мостам и коробке скоростные возможности машины выросли существенно: если прежде официальная «максималка» заявлялась заводом на уровне 85 км/ч, то в новой конфигурации КрАЗ без груза в кузове стал легко укладывать стрелку тахографа за последнюю отметку на шкале (а это 125 км/ч). Наконец, последнее видимое изменение «дакаровского» КрАЗа – установка третьего стандартного топливного бака, позволившего довести суммарный запас топлива до 750 л. Таким образом, можно смело говорить, что к Розовому озеру отправляли фактически стандартный КрАЗ, потому что в той или иной конфигурации все использованные узлы, кроме доработанной грузовой платформы, уже применялись на серийных кременчугских грузовиках. Тем более что ни двигатель, ни рама, ни подвеска или рулевое управление не подверглись никаким изменениям вообще.

Три топливных бака (один слева, два справа) суммарной вместимостью 750 л должны были обеспечить в условиях марафона не менее чем 1000-километровый запас хода. А о том, почему они так колоритно раскрашены – догадайтесь сами!
Три топливных бака (один слева, два справа) суммарной вместимостью 750 л должны были обеспечить в условиях марафона не менее чем 1000-километровый запас хода. А о том, почему они так колоритно раскрашены – догадайтесь сами!
Оцените: номер «дакаровского» КрАЗа по идентификационной табличке – 8888!
Оцените: номер «дакаровского» КрАЗа по идентификационной табличке – 8888!

Поездка грузовика марки КрАЗ на Dakar-2008 получила широкий общественный резонанс на родине. Вот только, как многие помнят, никакого «Дакара» в 2008 году не состоялось: в самый последний момент, когда все команды уже собрались в Лиссабоне, организаторы объявили об отмене гонки по соображениям безопасности. Спустя год серия Dakar возродилась, но уже совсем на другом континенте… А тогда, в январе 2008-го, всем спортсменам пришлось возвращаться из Португалии по домам ни с чем.

Экипаж КрАЗа в Лиссабоне перед возвращением с несостоявшегося «Дакара»: Сергей Суховский, Сергей Малик, Александр Маслий
Экипаж КрАЗа в Лиссабоне перед возвращением с несостоявшегося «Дакара»: Сергей Суховский, Сергей Малик, Александр Маслий

И вот эту самую машину, которая буквально только пару дней назад вернулась домой из Португалии, нам и отдали в Кременчуге почти на полдня! Обкатывали украинского «спортсмена» мы в песчаном карьере, прямо на берегу Днепра. Теперь представьте себе картину: тихое субботнее утро, январь месяц. Весь Днепр, насколько только хватает обзора, усеян любителями подлёдной рыбалки. С противоположной стороны неспешно течет рабочий процесс по добыче песка: пыхтит экскаватор, нагружая по самое не балуй старенькие БелАЗы, рядом чистит дорогу фронтальный погрузчик. И тут появляемся мы и начинаем «нарезать» круги по карьеру, пуская фонтанчики песка из-под колес на виражах и с азартом штурмуя окрестные «дюны».

-8

С каждым новым кругом скорость возрастала, смелость экипажа – тоже, и вот уже КрАЗ начал скакать по гребням с отрывом колес. И лишь через некоторое время мы обратили внимание, что наши покатушки привели к полному коллапсу вокруг: машинист погрузчика «забил» на работу и наблюдал за нами, забравшись на кабину. Не торопился отъезжать от экскаватора и водитель уже давно загруженного песком БелАЗа. А рыбаки… Наиболее «матерые», конечно, продолжали сидеть на льду, хотя и дружно перевернувшись в нашу сторону, но некоторые реально побросали снасти и двинулись в сторону карьера: не каждый же день воочию такое шоу увидишь!

-9
-10

Если же говорить по существу, то «дакаровский» КрАЗ оставил на удивление приятные впечатления. От тугого руля и «каменной» педали газа, с которыми довелось столкнуться ранее при тесте опытного самосвала КрАЗ-7140С6 с колесной формулой 8х6, не осталось и следа. И хотя при активном вращении «баранки» на большие углы ее иногда прикусывало, затруднений при управлении машиной это не вызывало, поскольку, поднапрягшись, с этой «ступенькой» удавалось справиться. Понравилась и работа китайской коробки передач: по сравнению со старой ярославской коробкой – небо и земля! Хорошая избирательность, едва ли не двукратное снижение усилий на рычаге, четкие включения – в общем, о двойном выжиме сцепления можно было больше не думать.

Интерьер кабины «дакаровского» КрАЗа
Интерьер кабины «дакаровского» КрАЗа

Поговорим о характере управляемости КрАЗов в скольжениях? Что, дико звучит? )) На самом деле, в какой-то момент за рулем этого КрАЗа начинаешь себя чувствовать так, словно управляешь джипом – просто джип этот монстроподобных размеров. А на джипе не грех и пошалить. Так вот, при наличии постоянного полного привода и примерно одинаковой загрузке мостов этот автомобиль обладает выраженной недостаточной поворачиваемостью: при переборе скорости передняя ось начинает скользить наружу поворота. Снос возникает плавно и прогнозируемо, а для того, чтобы его прекратить, достаточно на пару секунд сбросить газ: практически сразу наступает стабилизация, и грузовик возвращается на прежнюю траекторию. При попытках выставить машину в занос и пройти вираж в эффектном управляемом заносе задней оси КрАЗ, кренясь все сильнее и сильнее, до последнего цепляется шинами за дорогу, а затем все равно просто уплывает на больший радиус. Пару раз во время этих «процедур» дело доходило до подламывания шин и езды чуть ли не на наружных закраинах дисков: это, пожалуй, единственная ситуация, когда КрАЗ, «вставая» обратно с обода на шину, может довольно резко прыгнуть к центру поворота. Но что характерно, даже двигаясь в повороте на ободах, машина не выказывает намека на опасность переворота: похоже, в незагруженном состоянии «сделать уши» на КрАЗ-5233ВЕ нужно еще постараться!

-12

Хотя у нас и было такое желание, но «засадить» КрАЗ в карьере мы не смогли. Зато нашли препятствие, над которым пришлось попотеть – песчаный холм примерно 4-метровой высоты, из-за специфического рельефа перед которым не было никакой возможности разогнаться заблаговременно. Попытки пройти его внатяг оканчивались буквально у подножия, зато методом «тапочка в пол» даже удавалось добраться передним мостом до ровного участка на вершине. Но затем либо колеса срывались в пробуксовку, и задок моментально погружался в песок, либо (на более высоких передачах) просто переставало хватать крутящего момента ярославской «восьмерки». Подъем этот мы, в конце концов, все равно победили, но только после того, как спустили колеса с 7 до 3 атмосфер. А вот будь под капотом более мощный двигатель – пусть тот же 400-сильный ЯМЗ-7511 – думаю, «вредный» холм покорился бы и при «асфальтовом» давлении в шинах.

-13

Дорога домой
90, 95, 100 км/ч – весело бегут цифры на спидометре моей Mitsubishi Delica: мы с кразовцами возвращаемся из песчаного карьера на завод по узенькой загородной дорожке. Темп задает едущий впереди КрАЗ с заводским водителем-испытателем Василием Ухналем за рулем. 105, 110, 115 км/ч – ого, да Василий тоже любитель пошалить! 120, 125 км/ч – не обманули заводчане, когда рассказывали, что этот грузовик «кладет стрелку» на спидометре! Ну да ладно, пора тормозить – впереди затяжной правый поворот. ЧТО?! КАКИЕ ЕЩЕ 130?! ДО ПОВОРОТА ЖЕ ВСЕГО 100 МЕТРОВ! Но Василий лишь сместился на встречку и под полным газом начал входить в пологий поворот. Через пару секунд из под всех четырех колес грузовика по асфальту полезли черные полоски… Только представьте себе это зрелище: 11-тонный КрАЗ на скорости сто тридцать «пишет» в управляемом заносе поворот на дороге шириной 6 (шесть) метров! Через пару сотен метров нас поджидал еще более крутой левый поворот, так что Василий почти сразу начал выставлять перед ним КрАЗ другим боком… Примерно в этот же момент метрах в 400 впереди показалась легковушка. Да уж, было бы крайне интересно узнать, какие мысли посетили в тот момент ее водителя! А что бы подумали вы, увидев впереди себя КрАЗ в заносе (уже нормально так, да?) на скорости 130?! Тем временем Василий спокойненько прописал поворот и вернулся на свою полосу, пропуская ту самую легковушку. Бросаю взгляд на спидометр: из второго виража мы вышли на 120 км/ч. Сюрреализм…

-14

#краз

Авто
5,66 млн интересуются