Ссылка на первую часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166..
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА, СЫН БОЖИЙ ИЛИ «СОБРАТ ПО ПЕРУ»?
Вероятнее всего, Владимир Высоцкий, как и в своё время великий русский писатель Лев Толстой, не относился к Христу как к Богу и богочеловеку. В более раннем творчестве поэта и вовсе есть богохульная "Песня про плотника Иосифа, Деву Марию, Святого Духа и непорочное зачатие", в которой автор высмеивает саму реальную возможность непорочного зачатия, Иосифа выставляет банально обманутым мужем, а Деву Марию - изменщицей. В качестве аналога этого сочинения можно вспомнить знаменитую богохульную "Гаврилиаду" Александра Сергеевича Пушкина. Так у «солнца русской поэзии» была и вовсе поэма, а не маленькая песенка, как у Владимира Семёновича! Но, как известно, из атеистически настроенного человека Пушкин к поздним годам жизни превратился в глубоко верующего христианина. Судя по свидетельствам близких людей Владимира Семёновича, а так же по его текстам, такие же духовные перемены происходили и в убеждениях Высоцкого.
В конце 1967 года, когда была создана песня про "Плотника Иосифа", Владимир Семёнович находился ещё в начале своего духовного развития. Этот тернистый путь был отражён позже в его настоящих шедеврах. Песня "Я не люблю" была написана в 1969 году. И тогда поэта уже всё-таки что-то заставило исправить свои богохульные слова о Христе («И мне не жаль распятого Христа!» на «Вот только жаль распятого Христа!»). И чем более растёт многогранность, глубина произведений Высоцкого, тем явственнее и духовный рост его лирического героя, а также серьёзное, обстоятельное, разностороннее рассмотрение божественного промысла.
В позднем философском произведении "Чужой дом" лирический герой рвётся "куда газа глядят" из "смрада, где косо висят образа". При этом он, скача во всю прыть на лошадях, отбрасывает в сторону кнут, что говорит о нежелании более насилия и злобы в разных его проявлениях. Опять же от "образов" и "заброшенного кнута" аналогия ведёт к образу Спасителя. Он, с моей точки зрения, подчас присутствует в произведениях великого поэта даже незримо, без конкретного упоминания. Однажды Высоцкий, пытаясь показать жестокость и беспощадность советской карательной системы, даже описал издевательства над безвинным лирическим героем, попавшим в советские лагеря, прямо-таки как "христовые муки":
Я сначала грубил,
А потом перестал,
Целый взвод меня бил -
Аж два раза устал.
Зря пугают тем светом, -
Тут - с дубьём, там - с кнутом:
Врежут там - я на этом,
Врежут здесь - я на том.
В некоторых произведениях Иисус Христос упоминается под именем "Бога", но мы понимаем, что здесь автор имеет в виду конкретно Христа. В ранней песне "Антисемиты" есть такие слова:
Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев,
И как-то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они Бога распяли.
В сатирической песне "Переворот в мозгах из края в край..." под "Богом" вновь подразумевается Христос:
"Не Рай кругом, а подлинный бедлам, -
Спущусь на землю - там хоть уважают!
Уйду от вас к людЯм ко всем чертям -
Пущай меня вторично распинают!..".
Эта ассоциация слишком явная, так как сам Бог упоминает о своём распятии.
Даже в описании "Бога нефти" и последовавшим за ним чудом угадываются простота, открытость и чудесные деяния Христа:
"И бил фонтан, и рассыпался искрами,
При свете их я Бога увидал:
По пояс голый, он с двумя канистрами,
Холодный душ из нефти принимал.
И ожила земля, и помню ночью я
На той земле танцующих людей..."
("Тюменская нефть", 1972)
В "Песне лётчика-истребителя" погибший ас просит "Бога, Духа и Сына" сделать его и друга, тоже "взлетевшего на небеса", ангелами - хранителями храбрых военных пилотов. Тем самым он обращается к православной Святой Троице, которая утверждает принцип триединства православного Бога. Так как Иисус является по сути земным воплощением своего Отца и в тоже время Сыном Божьим, то по сути речь в тексте ведётся снова о Христе. В песне "Я из дела ушёл" лирический герой, которому уже "седлают коней", в спешке хочет докопаться до истины, "паутину в углу с образов ногтями сдирает" и обращается к "открывшемуся светлому лику". И, конечно же, понятно, что скорее всего Высоцкий обращается к "главному лику" - Иисуса Христа.
Ну а теперь нужно вернутся к конкретным упоминаниям о великом пророке. Здесь есть ещё немало интересных и нестандартных примеров. Очень любопытно, что в "Песне о фатальных датах и цифрах" Владимир Семёнович отнёс Иисуса к Поэтам (!):
А в 33 Христу - он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьёшь - везде найду, мол.
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и чтобы меньше думал.
Высоцковеды до сих пор спорят, в чём причина такого неожиданного «статуса» Спасителя в песне поэта. Но точно можно сказать одно: Владимир Семёнович перечисляет в песнях фатальные возрасты, в которые чаще всего умирают творческие люди, "возраст Христа" считается и вправду одним из самых опасных... Кстати, без капли опасения, со всей душевной отдачей, Высоцкий напишет однажды в любовном стихотворении:
"Хочу в тебе, в бою, в траншее -
Погибнуть в возрасте Христа"
Неизвестно, в каком возрасте погиб ямщик в стихотворении "Я дышал синевой...", автор нам этого не указывает. Зато доподлинно известно, что он погиб, потому-что не стал бить лошадей, пожалел их, "помянул Христа, ошалев от заснеженных вёрст". Ямщик намеренно называется Высоцким "чудодеем", по аналогии с Иисусом, и "убивает" его "заснеженностью вёрст". "Я дышал синевой..." - одно из самых горьких и страшных, но при этом невероятно душевных стихотворений позднего Высоцкого. Поэт с горечью и отчаянием кричит, что идеалы Христа по-прежнему не нужны, они могут привести в своём полноценном, крайнем выражении в "глухой степи" общества только к глупой, нелепой смерти праведника, да и всё...
Снег кружит над землёй,
Над страною моей,
Мягко стелет, в запой зазывает.
Ах, ямщик удалой –
Пьет и хлещет коней,
А непьяный ямщик – замерзает.
Видно, что Высоцкий, как и в "Фатальных датах и цифрах" относится к погибшему с большим сожалением, душевной болью, чуть ли не с «смертельным соучастием»:
Вьюги стонут, поют, – кто же выстоит,
выдержит стужу!
В прорубь надо да в омут, – но сам, а
не руки сложа.
Пар валит изо рта – эк душа моя рвется
наружу, –
Выйдет вся – схороните, зарежусь –
снимите с ножа!
Автор относится с острой болью к смерти ямщика, а, следовательно, и к неприятию истинных, подлинных идей Иисуса Христа обществом. После "Я не люблю" это сочувствие и участие по отношению к Иисусу проявляется всё чаще и глубже. Может быть, в этом даже можно увидеть какие-то "извинения" за когда-то обронённое "не жаль распятого Христа!". Кто знает...
С моей точки зрения, строка «Помянул он Христа, ошалев от заснеженных вёрст» очень точно выражает общую ситуативность, в рамках которой в творениях великого поэта появляется образ пророка. В знаменитых «Райских яблоках», одной из последних песен Высоцкого, перед лирическим героем, попавшим в «рай» - «сплошное ничто, беспредел». Райское место судя по описаниям, по трансформированным жаргонным выражениям, напоминает тюремною «зону». В первоначальном, «не эталонном» варианте текста автор называет место происходящего и вовсе конкретным наименованием.
Над беспределом Христос появляется вновь убитым:
И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, - нас встречают малиновым звоном!
Всё вернулось на круг, и Распятый над кругом висел.
Здесь «Иисус» - «Распятый», по всей видимости, по аналогии с зэковскими прозвищами.
А вот строки из ещё одного позднего стихотворения, написанного примерно в один год с «Райскими яблоками»:
Проскачу в канун Великого поста,
Не по враждебному - <по> ангельскому стану, -
Пред очами удивлёнными Христа
Предстану.
Здесь лирический герой тоже собирается «пропылить на коне по раю», но иначе, с недюжинным «спортивным азартом», чтобы узнать, «для чего играет» с «своей жизнью, которая лежит под деньгами на кону». Но Иисус здесь не распят, он - «живее всех живых», и по сути главная цель лирического героя – удивить Христа, освободиться от «жизни – игры», добраться до настоящих истин, доказать самому себе, что он стоит гораздо большего, чем у него есть сейчас!
И СМЕХ, И ГРЕХ…
Особое место в творчестве Владимира Высоцкого занимают упоминания об Иисусе Христе в сатирических строках, с иронией – но не по отношению к самому пророку, а к общественным порядкам и делам людей.
Так в песне «Случай на таможне» «Христа распятого в половине пятого не пустили в Буэнос – Айрес». Произведение повествует об «искусстве контрабандистов». И как пример один из них пытается провести распятие Христа в Аргентину. Но Высоцкий не был бы Высоцким, если бы «распятие Христа» осталось у него как просто пункт в перечне вывозимых ценностей. Происходит развитие темы, и поэт с печальной иронией констатирует:
Таскают – кто иконостас,
Кто крестик, кто иконку, -
Так веру в Господа от нас
Увозят потихоньку.
И на поездки в далеко –
Навек, бесповоротно –
Угодники идут легко,
Пророки – неохотно.
Под конец произведения автор ещё и вспоминает арабов, которые вели в своё время Шестидневную войну с евреями – израильтянами:
Арабы нынче – ну и ну!
В Европу побежали, -
А мы в «шестидневную войну»
Их очень поддержали.
Они к нам ездят неспроста –
Задумайтесь об этом! –
И возят нашего Христа
Навстречу с Магометом.
А вот уже строки, которые, так сказать, к «внешней политике» отношения не имеют. Они про «нравы» советской действительности:
Муру на блюде доедаю подчистую,
Глядите, люди, как я смело протестую!
Хоть я икаю, но твердею, как Спаситель, -
И попадаю за идею в вытрезвитель.
Вслед за таким ироничным упоминанием (опять же не по отношению к Христу, а к самому себе и положению в обществе) хочется коснуться также прозы Высоцкого. А именно его блестящей повести «Дельфины и психи». Большая часть повествования ведётся от лица психа, который, по всей видимости, ещё не до конца свихнулся. В мозгу у главного героя рождаются очень смелые и дерзкие мысли, в которых есть изрядная доля правды. И там, упоминая об Иисусе Христе, главный герой ведёт разговор уже конкретно о его личности и его идеях:
«Шестым чувством своим, всем существом, всем данным господом богом разумом уверен я, что нормален. Но, увы! Убедить в этом невозможно, да и стоит ли!
И сказал Господь: - Да восчешутся руки мои, да возложатся на ребра твои и сокрушу я их! Так и с недугом будет моим - мне врач обещал, что к четвергу так и будет.
Все пророки - и Иоанн, и Исаак, и Соломон, и Моисей, и еще кто-то - правы только в одном, что жил Господь, распнули его, воскрес он и ныне здравствует, царство ему небесное. А все другое, насчет возлюбления ближнего, подставления щек под удары оных, а так же - не забижай, не смотри, не слушай, не дыши, когда не просят, и прочая чушь - все это добавили из устного народного творчества. Да, вот еще: "не убий!" - это правильно. Не надо убивать. Убивать жалко, да и не за что.»
Интересно, что в этом отрывке Иисус ассоциируется у Высоцкого именно с Господом Богом, в общепринятом смысле слова.
В зависимости от контекста, образ пророка в произведениях поэта предстаёт перед нами совершенно по-разному. Уверен, что ещё некоторое количество прямых и косвенных упоминаний Христа в творчестве Владимира Высоцкого остались не упомянутыми мной. Но эта дотошность и не так важна. Даже из приведённого перечня можно понять главное - насколько важен Иисус Христос и его идеи в протесте поэта, борьбе Владимира Высоцкого за лучшее, светлое будущее своим творчеством.
Безусловно, даже если Владимир Семёнович и был человеком верующим, в полной мере таковым его считать нельзя. Как все творческие люди, он, конечно, был сомневающейся и ищущей личностью. Так упоминать имя Божье, как в некоторых контекстах делает великий русский поэт, верующие «до мозга костей» никогда бы не стали.
И всё же невооружённым глазом видно, что Иисус был для Высоцкого если не Богом, то человеческим идеалом, образцом для подражания, олицетворением Добра, Ненасилия, Праведной Борьбы. Если верить одному из приведённых мной в статье отрывков, даже погибнуть, если придётся, он хотел бы тоже в «возрасте Христа». И думаю, вряд ли здесь идёт речь о каких-то тщеславных мотивах - скорее Иисус был для Владимира Семёновича тоже Учителем. И, может быть, именно в этом, всеобъемлющем смысле в «Песне о фатальных датах и цифрах» Иисус предстаёт перед нами Поэтом. Ведь он, действительно, главный Творец в мировой истории, принёсший в этот мир светлые основополагающие истины!
Если понравится материал, не забудьте подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого" по ссылке: