Найти тему
Библиотекарь

НОВЫЙ ГОД! Где и когда появился? / История праздников

Новый год! Есть ли праздник более популярный? И настолько всеми любимый? Его начинают ждать и готовиться уже за несколько недель, а то и месяцев. Но когда появилась традиция отмечать этот праздник?
Это канал библиотекаря, и сегодня мы узнаем: как праздновали Новый год в России до Петра Великого, когда возникли и появились его основные атрибуты и многое другое о главном празднике года!

Современная новогодняя традиция своими корнями уходит в глубокую древность - во времена Римской Республики, и, непосредственно, связана с выборами консулов.

Изначально Новый год и выборы высшей римской должности приходились на март. Но это изменилось в 153 г. до н.э. когда консулами стали Квинт Фульвий Нобилиор и Тит Анций Луск. ДЛя того чтобы один из них отправился подавлять восстание как можно скорее дату вступления в должность перенесли на первое января. Окончательно январь как первый месяц года утвердился после реформы Гая Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры.

Кстати, январь назван в честь римского бога Януса, двуликого бога входов, выходов, дверей, а также всех начинаний. По традиции 1 января все должны были желать друг другу счастья и успехов, потому что именно в этот день Янус слышал все пожелания и претворял их в жизнь. В римской мифологии, помимо Януса, существовала и богиня наступающего года Анна Перенна. В Новый год ей приносили жертвы и устраивали различные празднества.

Янус олицетворял собой любое начало. Считался первым царем Лация, а его праздник - агонии - справлялся 9 января.
Янус олицетворял собой любое начало. Считался первым царем Лация, а его праздник - агонии - справлялся 9 января.

Древний Рим является, по сути, колыбелью европейской цивилизации, а его культура и многие традиции были заимствованы большинством европейских народов.

Новый год в России

Что касается России, то после Крещения Руси в 988 году летоисчисление стало вестись по византийскому календарю - от сотворения мира. В Византии, а впоследствии и на Руси религиозный Новый год, т.е. новолетие начинался 1 сентября. Началом гражданского (народного) Нового года на Руси издревле была весна - 1 марта.

Тем не менее, во время правления Ивана III в 1492 году празднование гражданского Нового года было перенесено на 1 сентября. Гражданский и религиозный праздники соединились более чем на 200 лет.

Празднование новолетия открывалось вечерней службой 31 августа, после чего совершалось молебное пение. В полночь колокол возвещал о наступлении Нового года. Кульминацией праздника было так называемое "действо нового лета или многолетнего здравия". Проходило оно утром на храмовой площади, где к тому моменту были уже толпы народа. Основным действующими лицами были царь и патриарх. Торжество начиналось с крестного хода, а завершалось провозглашением царем здравицы народу и ответной здравицей ему на долгие годы. После чего совершалась раздача царских пирогов и милостыни.

В конце 1699 года Петр I издал указ о новом календаре, теперь летоисчисление велось от Рождества Христова, а началом года стало 1 января. Однако, церковное новолетие так и осталось 1 сентября.

Стоит сказать, что первый январский Новый год праздновали аж целую неделю! Встреча праздника ознаменовалась не только церковной службой и колокольным звоном, но пушечной и ружейной стрельбой.

Под воздействием европейского влияния и реформ Петра Великого праздник начал носить более светский характер. Частью празднества стал званный обед в царском дворце для высшего духовенства, знати и иностранных особ. Угощения для народа выставлялись перед дворцом.

Нововведением стало и украшение улиц и домов ветвями сосны, ели, можжевельника, а с 1 по 7 января ежедневно по ночам власти требовали зажигать огни на улице и во дворах. В разных частях города появлялась красочная иллюминация, а также устраивались потешные огни и фейерверки.

Новый год в городе был преимущественно праздником "высшего класса" и долгое время оставался общественным нежели семейным. Но что было с простым народом?

Январский Новый год стал частью Святок и мало чем походил на гражданский Новый год, установленный Петром Великим. Помимо это он совпал с такими праздниками как Васильев день и Обрезание Господне. Крестьяне праздновали Новый год, но не так как велено было царем, и не так как его встречали состоятельные граждане, а в соответствии с многовековой традиций празднования Святок (гадания, гуляния, колядование и другое).

На канале в Ютуб у меня есть видео на эту тему. Приятного просмотра!

В советское время произошли изменения, и не только в календаре (переход с юлианского на григорианский), но и в самой сути празднования Нового года. Так как начались гонения на церковь, вся религиозная основа праздника перестала существовать. Новый год стал полностью гражданским и главным праздником страны.

Новогодняя Ёлка

Ёлка является неотъемлемой частью новогоднего празднества. Но сама ее идея как компонента праздника была заимствована у рождественской елки. Это связано опять-таки с Советским Союзом, где Рождество перестало играть какую-либо роль.

С конца 20-х годов XX века елка оказалась под запретом как "антисоветская, буржуазная традиция". Впоследствии, когда запрет сняли елка стала новогодней.

Если обратиться к мифологии, мы узнаем, что у многих народов ель - это священное дерево. В древности люди одухотворяли природу. Например, у древних кельтов (и не только у них) ель - это дерево с магическим смыслом, оно вечнозеленое, не поддается разрушительным силам, а потому там обитают лесные божества. По легенде, дух леса жил в самой старой и могучей ели.

Итогом этого стали жертвоприношения для задабривания богов (вначале это были люди, а потом животные). С этим связано одно поверье. В дни летнего и зимнего солнцестояния начинала бродить разная нежить. В связи с этим, вечнозеленые ели украшались (ведь там жили духи, которые могли им помочь) а вокруг них совершались различные обряды и ритуалы. На ветвях ели развешивались внутренности убитых, а саму елку обмазывали кровью...

Это считается неким прообразом современных елочных игрушек. Со временем, эта ужасная традиция забылась, а украшениями стали яблоки, куски хлеба, сладости и так далее.

В рамках христианства праздничная елка зародилась в Средние века в Германии. По легенде Святой Бонифаций срубил дуб Одина, которому поклонялись язычники и велел им отныне встречать Рождество у ели, стоявшей недалеко от него.

Дед Мороз

Но главный герой Нового года - это, конечно же, Дед Мороз. И существует легенда, которая объясняет связь основных символов Нового года - елки и Дед Мороза. Так, у гуннов был бог Йерлу, он приходил на Землю в первый день года. Чтобы его как следует встретить ставилась елка - священное как у многих других народов дерево.

Прообразом Дед Мороза в славянской мифологии является дух холода Мороз (или Морозко). Его надо было обязательно задобрить, когда он приходил, для этого ему за порог дома бросали различные лакомства.

Мороз (Морозко) обычно изображался как низенький старичок с длиной седой бородой, бегающий по полям и вызывающий трескучие морозы.
Мороз (Морозко) обычно изображался как низенький старичок с длиной седой бородой, бегающий по полям и вызывающий трескучие морозы.

Помимо языческого, есть и христианский прообраз - это Святой Николай Чудотворец. Он, кстати, является и прообразом Санта-Клауса.

Дед Мороз, как более-менее современный образ стал частью новогоднего празднества лишь в середине XIX века (это связано с публикацией сказок В. Ф. Одоевского). В советский период он, как и рождественская елка, был некоторое время под запретом.

Веру в Дед Мороза укрепляет тот факт, что у него есть место жительства. Изначально его родиной считался Архангельск. С 1995 года Лапландский заповедник, а с 1998 года он проживает в Великом Устюге.

День рожденья у Дед Мороза 18 ноября.

Снегурочка

Вечной его спутницей, а по совместительству и внучкой является умная и красивая девушка - Снегурочка. Аналогов ей нет. Первое литературное упоминание связано с работой А. Н. Афанасьева - "Поэтические воззрения славян на природу", где и появляется этот персонаж. Родилась Снегурочка (или Снежевиночка) из снега.

Этот образ был использован великим русским драматургом А. Н. Островским в его пьесе "Снегурочка". Здесь она является дочерью Дед Мороза и гибнет от лучей солнца. Вскоре по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова.

Пьеса своими корнями уходит в славянскую мифологию, где был некий прообраз Снегурочки - Кострома (и это не город, а персонаж восточнославянского фольклора). Существовал обряд похорон Костромы - он был призван обеспечить плодородие. Чучело Костромы топили, сжигали или раздирали на клочья с обрядовым плачем или смехом. Ее похороны были некими проводами зимы (сходство с Масленицей). Это похоже на Снегурочку Островского, которая дожила до весны и погибла.

Помощницей Дед Мороза Снегурочка стала лишь в 1937 году. Главной ее задачей является установление контакта между детьми и Дед Морозом.

Понравилась статья? Подписывайтесь на каналы, не забывайте читать книги и еще раз...ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ!

Источники:

1. Полищук Н. С. "Развитие русских праздников"

2. Шаповалов С. Н. "Официальное празднование Нового года в России в XVII - начале XVIII вв."

3. Медведева М. А. "Герменевтический анализ символов праздника Нового года"

4. Энциклопедия "Мифы народов мира"

5. Большая советская энциклопедия

6. Википедия